Примерное время чтения: 5 минут
165

«Представления о жизни – это такой же продукт, как колготки». Почему Виктора Бута осудили как персонажа из кино?

В предвзятости заподозрили одного из членов коллегии присяжных, выносивших решение по делу российского бизнесмена, – Хитер Хобсон. Неделю назад женщина заявила газете The New York Times, говоря о фильме «Оружейный барон»: «Я видела эту ужасную картину с Николасом Кейджем. И я не имела ни малейшего представления, что она была про этого парня». Считается, что одним из прототипов главного героя фильма стал Виктор Бут. Свои выводы о преступном прошлом Бута Хобсон, предположительно, частично построила на том, что видела в кино. Глаза страза Хобсон только увеличились, когда она увидела бизнесмена в суде: «Я была очень и очень взволнована, когда озвучивала вердикт и смотрела на него. Он очень страшный человек».

Сначала защита удивилась: почему присяжные будто не слышали главных аргументов –Бут не торговал оружием. Переговоры с покупателями бизнесмен завершил фразой: «Сначала самолеты, а про оружие поговорим потом». Это подтверждает пленка, записанная американскими тайными агентами. Но после скандального интервью стало понятно, что Хобсен восприняла художественный фильм как документальный.

Само собой, кино навязывает нам определенные стереотипы, однако это весьма неожиданно, когда присяжный в зале суда путает персонажей из фильма и со скамьи подсудимых. О том, как кино меняет сознание и реальность, мы решили поговорить с культурологом, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем.

– Похоже, медийное пространство делает все более сложной задачу отличать вымысел от правды…

– Я абсолютно согласен с хитроумными адвокатами Виктора Бута в том смысле, что люди уже пребывают не только в первой и второй реальности, где вторая реальность – это фильм, но еще и в третьей реальности. Третья реальность – это создаваемая медиа ситуация, когда люди живут в первой реальности, как во второй. То есть мы лучше знаем телевизионных героев, чем соседей по подъезду, и считаем, что если не было в телевизоре, значит, не было и в жизни. Мы давно уже не знаем, что исходит от кино, что от реальной жизни, что от наших собственных ощущений, а что нам навязано медиа, телевидением и кино. Империческая реальность (первая), соединена невидимой нитью со второй – придуманной, отредактированной, сыгранной, отцензурированной, спродюссированной. Так и рождается третья реальность. Первые два реальности люди всегда разделяли, а теперь – почти нет. Этот процесс шел десятилетиями, если не столетиями: еще во времена ГУЛАГа народ распевал песни Дунаевского и думал, что все вокруг счастливы. В этом смысле адвокаты Бута правы: кино очень влияет на людей. Для защиты бизнесмена это мощнейшая зацепка, которая основана на современных социально-психологических и культурулогических особенностях жизни.

– Можно ли за счет этого уменьшить бизнесмену срок или пересмотреть решение суда?

– Этого я не знаю, потому что нет современных мощных измерителей: насколько кино влияет на сознание людей, как влияет. Таких исследований не проводится. Каков в процент из того, что мы знаем – пропаганда? Сколько процентов реальности в утверждении, что мы не страна воров и коррупции? Мы не знаем. Мы знаем, что у нас есть коррупция и откаты, а сколько этого, как это устроено, такого исследования нет.

– Все же ситуация с Бутом – своего рода феномен. Мне кажется, такого еще не было…

– Про отдельно взятых людей говорить сложно, но все знаменитые культурные фильмы, безусловно, очень влияют на людей и выполняют колоссальную психотерапевтическую работу. Наверняка были и конкретные ситуации, когда люди, например, смотрели картину Лени Рифеншталь про Гитлера «Триумф воли» и воспринимали красоту фашизма.

– А если снять про Бута кино с хэппи-эндом, всем покажется, что он не такой уж и плохой?

– На нас влияет все, что хорошо сделано и хорошо сыграно. Безусловно, это может повлиять. Если в фильме он показан ублюдком, человеком вне морали – это одно. Если же несчастным ангелом, у которого три дочери, из них две – больны раком, а жена умерла – это совершенно другое. Вот это мифологическое знание, идущее из второй реальности, придуманное сценаристами, ужасно влияет на наше восприятие жизни. Мы никогда не воспринимаем жизнь в чистом виде, она у нас всегда интерпретирована.

В начале августа 2007 года у нас говорили о списке врагов России. В ходе опроса, население ставило Грузию на пятое-шестое в этом рейтинге, а в результате пяти дней пропаганды после ареста четырех русских офицеров в Тбилиси Грузия оказалась на первом месте списка, обошла и Прибалтику, и США, став в глазах наших граждан главным врагом. Да, такие вещи делаются, это труд, это производство. Представление о жизни – это такой же продукт, как колготки.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно