С его руководителем Павлом Милославским, сегодня директором Нижегородского центра немецкой культуры, мы беседуем о вреде домашних кинопросмотров, о музе Никиты Михалкова и о нежелании людей жертвовать комфортом.
«Предложил - делай»
- Павел Юрьевич, а как получилось, что вы, радиофизик по образованию, возглавили киноклуб?
- В киноклуб, созданный научными сотрудниками ИПФАНа, НИРФИ, политеха, меня вообще сначала не приняли - мест не было. Человек сорок стали собираться в кинотеатре имени Минина, смотреть фильмы из фондов областного кинопроката, обсуждать их. Но эти фонды были ограничены. И то же «Зеркало» Тарковского приходилось пересматривать раз по пять.
Из-за такого положения дел народ стал из киноклуба уходить, и место для меня освободилось. Скоро и я сам устал от кинооднообразия. И предложил участникам «Времени»: «А что мы всё одно и то же смотрим? Вон в Москве киноклубы сотрудничают с посольствами и получают иностранные фильмы. Давайте попробуем такую схему». Мне ответили: «Ты предложил - ты и делай!».
В 1988 году при поддержке посольств мы начали в Горьком показывать шведское, немецкое, чешское кино, новые отечественные фильмы. Потом Советский Союз перестал существовать, а в 90-е годы уже всем не до кино было.
- Почему бы сейчас не возродить такой киноклуб в Нижнем?
- Мы его возродили в нижегородском Арсенале. Но здесь нет кинозала, специальной техники, и мы показываем кино в формате DVD. У любого кино есть режиссёр, есть оператор, композитор. На выходе получается продукт c определённой цветопередачей, с записью звука - есть набор качеств, который в него вложил создатель. Когда смотришь фильм, например, дома на компьютере, ты всего этого не видишь. При всём уважении к любителям домашних киносеансов назвать это полноценным просмотром фильмов я не могу.
- Вы возродили проект «Синемобиль». В чём его суть?
- Мы ездим по городам области с немецкими и французскими кинематографистами, показываем детское кино и мультфильмы. После показа фильма или мультфильма устраиваем общение для ребят с кем-то из его создателей. Дети всегда нас очень ждут. Многие впервые в жизни видят детское кино! В этом году мы планируем маршрут Арзамас, Дивеево, Большое Болдино.
Неудобное кино
- Нижегородцы вообще хотят видеть что-то, кроме голливудских блокбастеров?
- Народ сегодня воспринимает кино как развлечение, когда можно сесть в удобное кресло с попкорном… Вот у нас был проект кинопоказов в Доме архитектора, и там всегда было мало зрителей, потому что людям неудобно сидеть на офисных стульях. Сейчас то время, когда люди не готовы жертвовать своим комфортом. В России, и в нашем городе в частности, долгое время вообще не было культуры потребления кино. У нас либо Голливуд, либо арт-хаус, а между этими крайностями есть множество фильмов в жанре мелодрамы, комедии, социальной драмы, причём очень хороших. Именно они дают определённое понимание процессов, происходящих в мировом кинематографе. И в Нижнем в последние 6-7 лет всё же появилась достаточно большая прослойка людей, которые научились потреблять культурный продукт: смотреть кино, воспринимать уличный театр, слушать современную музыку.
- А в Нижнем Новгороде снимают кино?
- Откуда у нас взяться режиссёрам и операторам, если в городе нет учебных заведений, которые их готовят? Шли разговоры о создании киностудии на основе одного из городских парков. И кто бы там работал? Сдать приезжим киношникам землю в аренду - не значит создать киностудию.
- В нашем городе есть темы для кинофильмов?
- Тем для сценариев очень много. Например - «Горький - закрытый город». Тот же период горьковской ссылки Андрея Сахарова, строительства автозавода, личность первого современного губернатора Бориса Немцова… Наш город дал стране много выдающихся людей. Судьба каждого - интереснейшая тема для сценария.
Дело вкуса
- Кино способно формировать вкус человека, как правило, эту миссию в большей степени возлагают на литературу, отводя киноискусству роль развлечения?
- Конечно, способно. Но чтобы начать читать, надо знать буквы. Чтобы начать смотреть кино, надо знать основные вехи, пройденные кинематографом. Сегодня даже молодёжь, которая интересуется кино, не знает, кто такой великий режиссёр Ингмар Бергман. Собственно, поэтому мы планируем в октябре начать в Арсенале проект под кодовым названием «Фильмы, которые нельзя не знать». Начнём с люмьеровских «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик», «Прибытие поезда». Это основы кинематографа. Почему то же современное искусство многими отторгается? Люди не знакомы с классикой. Вы знаете, режиссёр Никита Михалков, прежде чем начать любой свой новый фильм, обязательно несколько раз просматривает «Девушку с коробкой», снятую советским режиссёром Борисом Барнетом в 1927 году. Он этот фильм смотрит, чтобы найти само ощущение кино.
- Вы можете назвать три фильма, которые должен посмотреть каждый человек?
- Их не три, а гораздо, гораздо больше. Вот у меня есть фильмы, которые могу смотреть бесконечно. Например «Гамлет» режиссёра Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским.
- В Нижнем сегодня есть идеальная площадка для показов в формате возрождённого киноклуба «Время»?
- Кинотеатр «Рекорд» (памятник истории, находится в областной собственности. - Ред.). Жаль, что сегодня площадка совершенно не отрабатывает свой потенциал. Конечно, там нет хорошего кинооборудования… Но сейчас у региональных властей появилась пятилетняя программа развития «Рекорда», и я надеюсь, что-то там изменится.