В начале XX века фотограф усаживал на стулья людей, которые замирали с неестественными лицами. Фотограф нажимал на спуск…
«В моей жизни было много несделанных кадров, - говорит Георгий АХАДОВ, нижегородский фотограф, член Союза фотохудожников России. - Часто разница между идеалом и рутиной - мгновения…»
От театра уберегли родители
Тяга к театру, как у многих творческих людей, была у Ахадова с детства. Может, сыграло свою роль наследие бабушки-художницы или любовь к радиоспектаклям. Вместе с братом Георгий Ахадов мастерил целые города с человечками-воинами, переодевался в костюмы. С другом, чья мама работала в театре, часто бегали в драму на репетиции и показы. Время за кулисами пролетало незаметно…
- Мне нравилась театральная атмосфера, костюмы, декорации - в общем, антураж, - говорит фотограф. - Наверное, я бы стал актёром, если бы была возможность.
Родители юного художника работали напротив театрального училища. Но, видимо, хотели уберечь ребёнка от актёрской судьбы и вовремя не сказали ему о наборе.
Ахадов выбрал совсем не творческую профессию - работал в Горьковском радиоузле монтёром, затем - звукооператором. Как многие, начал заниматься фотографией «по семейным обстоятельствам»: женился, потом родился сын. Надо было обзаводиться собственным семейным архивом. Георгий Амирасланович снимал на отцовский старенький «Мир» - свою первую камеру. И очень быстро увлёкся.
- Фотография как хобби гораздо честнее, чем как работа, - говорит Ахадов. - Работа требует чисто профессиональных знаний, а хобби - больше души.
В 1985 году он пришёл в фотостудию Юрия Шпагина «Поиск». По признанию фотохудожника, это была не школа, а скорее площадка для обмена личным, непрофессиональным опытом.
- Ежегодно мы проводили выставки-фотоотчёты, - вспоминает Ахадов. - Каждый выставлял 10 своих фотографий, за которые другие художники долбасили по полной программе: начиная с проявителя, который использовал, и заканчивая художественными достоинствами снимка.
Эти дискуссии продолжаются до сих пор. Ведь на выставке или фотофоруме неважно, кто ты - новичок или профи, сторонник «цифры» или плёнки. За тебя говорят снимки.
Ди Каприо и срочная печать
В 1990-е Георгий Ахадов устроился в автозаводскую лабораторию технических съёмок, затем работал печатником фотографий в «Kodak». Уже тогда фотограф-художник в Ахадове победил технаря. Тонны казённой бумаги, химии были несбыточной мечтой любого фотографа того времени.
- На заводе я стоял над ванночкой с отбелкой и пыхтел, - улыбается фотохудожник. - Нынешняя городская задымлённость - просто цветочки по сравнению с тем, что было там.
На «серийном» производстве фотографий на заводе Георгий Амирасланович хорошо набил руку. Ведь материалы для печати, которые закупались тоннами, партиями, со временем приходили в негодность. А значит, нужно было идти на всякие ухищрения, чтобы на «протухшей» бумаге отпечатать хороший снимок. Это умение пригодилось в «Kodak».
- Все говорили: идите к Ахадову, он лучше печатает, - смеётся фотограф. - А мне было не до возни со снимками - чтоб выручка шла, я должен был печатать больше, а не лучше…
С 1998 года Георгий Амирасланович стал работать газетным фотографом. По его словам, всю полноту жизни фотожурналиста он познал в нижегородском «АиФ»: исколесил всю область, видел сотни лиц, ситуаций, ландшафтов… В 2003 году он сделал последний снимок Михаила Ходорковского - за несколько часов до его ареста.
- Мы толпились на Нижегородской ярмарке, вдруг вокруг зашептали: «Ходорковский идёт», - вспоминает художник. - Смотрим: какой-то лысый, в очках человек, за ним люди с портфельчиками семенят… Я два раза его щёлкнул, для пробы. А он ушёл и больше не выходил.
Были и курьёзные случаи. Во время отдыха в Турции - тогда фильм «Титаник» гремел во всех российских кинотеатрах - Георгий Ахадов заметил на пляже молодого человека, который внешне был точь-в-точь как голливудский герой, и снял его. Потом в «Вашей антенне» появилась «скандальная» статья - о том, как Леонардо Ди Каприо в Турции отдыхал… Никого достоверность материала не интересовала. Фотки-то были настоящие.
Идеальный кадр
В 2000-е театр, который Георгий Амирасланович, кажется, оставил в детстве, вернулся к нему на новом поприще, в новой форме - особом жанре фотографии. Сначала были съёмки детей из «Пиано», затем - фотографии со спектакля «Маленького театра» Александра Сучкова и Натальи Заякиной. Ради интереса Ахадов начал снимать в академическом театре драмы им. М. Горького. Знакомясь с театральной спецификой - особым светом, цветом, - он узнавал и самих актёров, режиссёров - людей, которые делают театр…
- Так я остался в драме, - рассказывает художник. - Снимал декорации: делал их «паспорт», чтобы монтёр сцены мог восстановить прежний интерьер, и, конечно, сами спектакли.
По словам художника, всякая работа может быть интересной. Всё дело в том, как к ней относиться. Он признаётся, что иногда настолько устаёт от рутины, что, даже видя «золотой» кадр, ленится достать камеру. Но бывает и наоборот: миг - и «идеальный снимок» упущен из-за внешних причин…
Искусство стен
Уже будучи причисленным к пантеону профессионалов, Георгий Ахадов продолжает свой творческий поиск, не ограничиваясь ни жанрами, ни способом, ни предметом съёмки. Особой страстью стало фотографирование на съёмочной площадке, во время создания фильмов, которые, на счастье, в Нижнем отечественные режиссёры снимают не так уж и редко.
- На «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова я впервые познал особенности работы с киношниками, - говорит фотограф. - Был просто в восторге от того, что можно было не только присутствовать на площадке, но без проблем снимать «своё кино», в фотографиях.
Делая снимок, портрет, невольно показываешь человека таким, каким видишь его сам, признаётся художник. Появляется фотография, которая начинает существовать сама по себе.
Настоящая фотография не должна быть искусственной, считает художник. Именно поэтому он по минимуму пользуется вспышкой, искусственным освещением, студией, заставляя «работать» естественный солнечный свет, тона и тени. Так, на недавнее бьеннале художник выставил три своих работы - образы Черчилля, Сталина, Гоголя, «нарисованные» тенями и… облупившейся краской.
КСТАТИ
На юбилейной выставке Георгия Ахадова на одной из его фотографий, «Счастье», посетители с восторгом узнали себя. Как многие необычные снимки, фотография имела свою историю. Она была сделана на съёмках фильма «Пыль времени» Тео Ангелопулоса, греческого режиссёра, и не имела никакого отношения к съёмочному процессу.
Был ледяной февраль, ночь. На плотине между Городцом и Заволжьем, где проходили съёмки, скопились машины. Они стояли с выключенными фарами и приглушёнными двигателями - из-за шума и вибрации, которые могли повредить фильму. Фотограф ходил недалеко от съёмочной площадки, грелся чаем.
- Вдруг я увидел, что в одной из машин загорелся свет, - вспоминает он. - Вытащил камеру, насадил объектив… Смотрю: на переднем сиденье появляется малыш, и у смурных взрослых, сидящих рядом, на лицах появляются улыбки. Чёрный контур автомобиля с отблесками фонаря и яркое, цветное пятно - семья, сидящая внутри…