Это первый совместный проект государственного цирка и нижегородского театра оперы и балета.
Впервые оперетта «Принцесса цирка» была поставлена в России в декабре 1927 года и с тех пор пользуется популярностью у зрителей. И вот сегодня у нижегородцев появилась уникальная возможность увидеть Мистера «Икс» на манеже цирка: «Общими усилиями с театром оперы и балета мы решили возродить оперетту «Принцесса цирка» в Нижнем Новгороде», - рассказал директор государственного нижегородского цирка Валерий Петров.
Руководство оперного театра охотно согласились на такой необычный эксперимент, ведь как считает директор театра оперы и балета Анна Ермакова смешение жанров в искусстве всегда интересно: «Впервые спектакль Имре Кальмана будет поставлен в цирке, как и задумывал его автор изначально», - считает Анна Ермакова.
До сих пор оперетта «Принцесса цирка» ставилась на театральной сцене, где были выстроены декорации арены цирка, в Нижнем Новгороде такой декорацией выступил сам цирк.
Работа над постановкой новой программы началась с конца августа: «Обычно наши солисты работают над новыми ариями около года, в этот раз временные рамки были ограниченны», - объяснила директор оперного театра Анна Ермакова. Творческим исполнителем уникальной цирковой программы стал художественный руководитель театра Дмитрий Суханов: «Мне как режиссеру было интересно поставить это представление, ведь нигде и никогда подобного не было. Все цирковые номера программы будут органично сочетаться с оперной постановкой», - считает Дмитрий Суханов.
Для артистов оперного театра постановка «Принцессы цирка» оказалась делом непростым. Репетиции шли по напряженному графику: даже вокальные партии артистам пришлось разучить за несколько месяцев, хотя обычно на это уходит не меньше года. Однако главной сложностью оказалась необходимость петь под фонограмму.
- Обычно на представлениях в цирке играет губернский оркестр, - заметил Дмитрий Суханов. – Однако в нем недостаточно инструментов, чтобы без ущерба воспроизвести партитуру Кальмана. А оркестр из оперного театра в цирке разместить просто негде. Так что нашим артистам пришлось учиться петь в микрофон и под фонограмму.
- Когда мы первый раз вышли на арену, очень растерялись, - поддержала худрука исполнительница главной роли Ульяна Старкова. – Мы привыкли, что зритель сидит в зале, а мы работаем лицом к нему. В цирке же зритель находится повсюду, и как ни старайся, к кому-то ты все равно находишься спиной. Очень непривычное ощущение.
Трудности возникли и с музыкальным сопровождением. Дело в том, что артисты оперного театра привыкли исполнять арии под аккомпанемент оркестра, однако масштабы цирка не позволяют размесить у себя весь состав, кроме этого губернский оркестр который работает во время цирковых выступлений, не обладает теми инструментами, которые необходимы для работы солистов. Поэтому специально для новой программы была записана фонограмма: «Было непривычно петь через микрофон, как того требует фонограмма, приходилось привыкать», - рассказала Ульяна Старкова.
Несмотря на то, что цирковой жанр сильно отличается от искусства оперетты, при создании программы артисты цирка легко вжились в работу театральной постановки: «Цирковые ребята очень мобильны, и они сами часто мне подсказывали, как лучше воплотить ту или иную сцену», - рассказал Дмитрий Суханов.
А вот цирковые трюки метрам оперной сцены исполнять не придется, о чем они сожалеют: «Мне очень хотелось бы исполнить самому какой-нибудь цирковой трюк, хотя бы подняться под купол цирка на трапеции», - рассказал исполнитель роли Мистера «Икс» Владимир Боровиков. Кстати, у всех солистов театра есть по несколько дублеров, которые исполняют все трюки главных героев. Например у Владимира Боровика их целых два – один артист исполняет трюки на лошади, а другой поднимается под купол цирка.
Всего в постановке новой программы «Принцесса цирка» приняли участие более 100 артистов цирка и оперного театра.
Кстати, как рассказали организаторы нового театрализованного представления, на достигнутом они останавливаться не собираются и планируют новые совместные проекты.