Долги разгоняют миллиардами
Вся страна с 2009 года наблюдает за хитросплетениями экономико-стратегического сериала под название «АвтоВАЗ». Как заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с главой компании Renault-Nissan Карлосом Гоном, у российского правительства существуют большие планы не только восстановления, но и развития производственных мощностей АвтоВАЗа. По словам Владимира Путина, правительство РФ в прошлом году в целях расчистки долгов и создания благоприятных для развития предприятия экономических условий выделило на нужды АвтоВАЗа 37 млрд рублей.
- В этом году мы уже направили на счета «Ростехнологий» 28 млрд, они готовы для того, чтобы быть перечисленными АвтоВАЗу. Теперь мы зарезервировали ещё 10 млрд рублей.
Теперь правительство активно помогает заводу освободиться от тормозящих его развитие объектов, которые напрямую не связаны с производством, главным образом социальные объекты, которые правительство забирает в госсобственность. Действия эти должны снизить расходы предприятия.
Звонкий брэнд или мечты о миллионах авто
Руководитель пришедшей на АвтоВАЗ компании Renault-Nissan Гон рассчитывает, что усилиями зарубежного холдинга и вложениями государства АвтоВАЗ будет улучшать свои позиции. Он почему-то уверен, что завод «станет мощной силой и останется ею в долгосрочной перспективе».
Президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявил о наполеоновских планах – завод к 2020 году должен производить около 1 млн автомобилей, из них 70% должны выпускаться под брендом Lada. Главное – чтобы на это нашлись покупатели.
Кстати, согласно концепции концепцию развития отечественного автопрома до 2020 года Минпромторга для развития отечественного автопрома. В документе говорится, что ВАЗ, Группа ГАЗ и Камаз испытывают нехватку средств, не имеют современных технологий и работают на изношенном оборудовании. На российских заводах иностранных производителей собирается мало автомобилей и не ведутся разработки новых моделей. Усилий оказалось недостаточно для «полноценного развития» отечественного автопрома.
Однако, Минпромторг считает, что к 2015 году ситуация может измениться. К этому времени объем производства автомобилей в России увеличится в пять раз до 3,15 млн. шт. Для возрождения автопрома необходимо до 2020 года инвестировать в него 627,3 млрд. рублей, из которых 225,4 млрд. в 2011-2012 годах. Средства должны найти сами автопроизводители. Государство, со своей стороны, готово предложить им субсидии и госгарантии на приемлемых условиях.
Также, при наличии экономической целесообразности, предлагается рассмотреть вопрос участия государства в покупке иностранных компаний. Это поможет российским автозаводам получить доступ к западным технологиям.
Стоит отметить, что, несмотря на все усилия правительства РФ по стимулирования как самой компании, так и рынка, продукция «АвтоВАЗа» представляет интерес лишь для очень узкого сектора потребителей и малоконкурентной по отношению к другим производителям. Hyundai Accent и Renault Logan просто не оставляют шансов «Приоре», всё больше людей совершенно справедливо хотят ездить в комфорте и безопасности.
Точка зрения
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев:
- Вспомните 2009 год, о ком более всего говорили с тревогой – об АвтоВАЗе, - считает. – А «ГАЗ» ни копейки не получил прямого финансирования из федерального бюджета. Почему? Потому что он не стал работать на землю, выпускать машины, да еще недоукомплектованные, которые никто не покупал. А на АвтоВАЗе приходилось доустанавливать детали, за счёт чего продукция удорожала. «ГАЗ» почистил свои склады от старых авто и продал все, что произведено в 2009-м. В связи с тем, что все дороги в обозримом будущем мы не сможем отремонтировать (особенно сельские, муниципальные дороги) – нужны колоссальные ресурсы, нижегородский спецтранспорт остается боевыми машинами. Паркетники пройти труднодоступные места не могут.
Мы предостерегаем и руководителей предприятий от кондового однообразного подхода к продукции. Сейчас обязательно нужно выстаивать производство, только опираясь на потребление. Нельзя работать в никуда. Сейчас приходит понимание, что нужно выпускать, а что нет. Специалисты в кризис поняли, что нельзя бросать работу, коллектив, и трудиться абы как, всё равно потребитель твои труды оплатит. Кто будет так работать дальше, того коснётся вторая волна кризиса. Часто приходишь на предприятие, тебе рассказывают о продукции – хорошие потребительские свойства, цена в два раза ниже аналогов. Спрашиваешь: «В чем проблема?», ответ один: «Помогите продать или купите за бюджетные деньги». Если уж продукция по всем параметрам такая хорошая, у вас бы ее давно купили и еще бы заказали. А если люди не могут товары продать, дело не в рынке и не в кризисе, а в самих специалистах. Когда начинаешь копать поглубже, разговаривать с инженерами, конструкторами, маркетологами, пытаешься понять, на какой сектор работает предприятие, люди ответить не могут. Продукцию не продвигают. Потом многие руководители, особенно кто работал с советских времен, по госплану, не могут перестроиться на новые рельсы, считают, что продавать продукцию – не их задача. Предприятия прежде всего сейчас смотреть на потребителя, презентовать свою продукцию.
Кстати
Состояние отечественного автопрома сказалось на благосостоянии двух моно-городов - Заволжье и Павлово. По словам Валерия Шанцева, если говорить о динамике производства этих городов, самое большое падение было в Заволжье - 43 процента. Поэтому в Заволжье будут сокращать производственные площади ЗМЗ и на освободившихся площадях создавать технопарк и завод по производству стеклянной тары для фармацевтической промышленности. В Павлово будут осваивать месторождение гипса и построят гипсокартонный завод.
В то же время
У «АвтоВАЗа» самое большое представительство моделей в федеральной программе утилизации старых автомобилей и покупки новых машин.
Согласно исследованию, проведенному исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, в этой федеральной программе собираются принять участие лишь 17% отечественных автовладельцев, имеющих подходящие для участия в программе машины.
По их мнению, утилизация автохлама позволит им с меньшими затратами приобрести новую машину, в целом же от этого выиграют улицы и дворы российских городов, заставленные пришедшими в негодность автомобилями. «Хорошая программа, спасибо»; «Старый автомобиль уже не продать, да и времени нет на то, чтобы с ним возиться, а выкидывать жалко. Утилизация – хорошее решение вопроса», - комментируют они. Наибольший энтузиазм предложение властей вызывает у автовладельцев старше 50 лет: принять участие в программе готов каждый пятый (20%) из них.
О том, что они не собираются принимать участие в госпрограмме по утилизации, заявили 65% россиян, имеющих старые авто. Большинство из них считает предложение властей невыгодным. «Сама идея имеет право на существование, но вознаграждение достаточно скудно»; «В перечень не входит ни одного достойного, на мой взгляд, варианта»; «Давали бы наличными! А так придётся брать машину на условиях, которые тебе навязывают!» - объясняют они свой отказ. От участия в новой программе чаще остальных отказываются автовладельцы в возрасте 40-50 лет (69%). Кроме того, наименьший интерес программа вызывает у респондентов с ежемесячным окладом выше 35 тыс. рублей (68%).
Ещё 18% респондентов, у которых имеются старые автомобили, пока не решили, готовы ли они воспользоваться данной программой. Главные причины, по которым автовладельцы пребывают в сомнениях относительно целесообразности участия в программе, – неуверенность в её действенности, небольшая сумма компенсации, а также нежелание получать ваучер вместо «живых» денег. «Моему автомобилю 10 лет, но получать 50 тыс. рублей, когда я могу продать его за 100, – это более чем странно»; «Не могу пока разобраться в самой процедуре. Может оказаться, что шкурка выделки не стоит», - считают они. Среди тех, кто ещё не принял окончательного решения, чаще фигурируют респонденты, чей ежемесячный доход не превышает 15 тысяч рублей (21%). Что касается респондентов, собирающихся сдать государству старую отечественную машину, то более половины из них (53%) намерены обменять её на авто иностранного производства: «Иностранные машины – более качественные и комфортные!»; «Конечно, буду брать иномарку».
Воспользоваться ваучером и купить новый автомобиль отечественного производства планирует более четверти россиян (28%). Российским автомобилям чаще отдают предпочтение мужчины (30% против 25% среди женщин). К тому же возраст большей части респондентов, выбирающих отечественные автомобили, – 30-40 лет (32%). Почти каждый пятый опрошенный (19%) сообщил, что он пока не принял решение о том, какой автомобиль приобретёт взамен сдаваемого в утиль. По словам респондентов, многое будет зависеть от финансов. Если же средства позволят, большинство всё же сделает выбор в пользу автомобиля иностранного производства: «Всё будет зависеть от моих материальных условий. Если предположить, что денег будет достаточно для покупки любой машины, то предпочту иномарку».