Примерное время чтения: 3 минуты
54

Газовая машина забуксовала

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 08/08/2007

В начале августа в Нижегородской области закрылись автогазозаправочные станции (АГЗС). Около 20 тысяч автомобилей в Нижегородской области оказались на грани остановки.

Проблемы на рынке газомоторного топлива начались ещё в конце июля. Тогда многие автовладельцы были просто шокированы повышением цен на сжиженный газ: они за считаные дни взлетели на 50 процентов - с 8 до 12 рублей.

- Сложившуюся на начало августа ситуацию можно охарактеризовать как кризис, - заявил генеральный директор ЗАО "Реал-Инвест" (крупнейший оператор розничного рынка газомоторного топлива в Нижегородской области) Лев Тарабарин. - В июле заводы-производители, с которыми у нас были договоры, недопоставили в область полторы тысячи тонн сжиженного газа при общем потреблении в 6,5 тысячи тонн. Официально на заводах отвечают, что газомоторного топлива нет.

Нижегородские компании работают преимущественно с четырьмя заводами. Два из них в полном объёме выполнили обязательства перед региональными партнёрами. Одно из предприятий простояло на ремонте 2,5 недели, а на последнем возник кратковременный острый дефицит так называемого сырья для производства сжиженного газа. В итоге оптовая цена на газомоторное топливо подскочила до 13 - 14 тыс. рублей за тонну. Кроме того, дефицит спровоцировал ажиотажный спрос на АГЗС.

В таких условиях нижегородские операторы вынуждены были сначала повысить цену на газ, чтобы ограничить спрос, а потом и вовсе закрыть заправки. Впрочем, газомоторного топлива лишились только мелкие потребители. Для корпоративных клиентов вроде крупных автотранспортных предприятий и сетевых магазинов было сделано исключение.

Сегодня кризис почти миновал. По словам Льва Тарабарина, на август все контракты на поставки сжиженного газа в Нижегородскую область подписаны, и он поступит в регион в полном объёме. Это должно сказаться и на цене: она, по прогнозам, упадёт. Однако нет никакой гарантии, что кризисная ситуация не повторится. Осенью, по словам Льва Тарабарина, начинается пора интенсивного экспорта газа за границу, и потому дефицит может возникнуть вновь.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Заместитель генерального директора ОАО "Газэнергосеть" (оператор ОАО "Газпром" на рынке сжиженного газа) Дмитрий Миронов:

- Я не вижу никакого кризиса. Налицо сезонное колебание цен, обусловленное объективными причинами. Проблема нижегородских производителей в том, что они недостаточно диверсифицировали своих поставщиков, и потому, когда возникли трудности у заводов, автоматически возник дефицит и в регионе. А газ на самом деле есть, и если бы компании заказывали у нас круглый год объём, скажем, в 2 - 3 тысячи тонн, то они его имели бы гарантированно (правда, Лев Тарабарин утверждает, что газ у ОАО "Газэнергосеть" на порядок дороже, чем напрямую с заводов, и потому покупать его невыгодно. - Авт.).

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно