Примерное время чтения: 7 минут
89

Крестьяне просят амнистии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42 18/10/2006

Долгое время у нас в стране велись разговоры о так называемой "дачной амнистии", которая позарез нужна была горожанам.

После долгих проволочек народ её получил. Однако не меньшие проблемы испытывают жители деревни, которые после Нового года остаются на своей земле на птичьих правах (тему о земельных неурядицах мы уже поднимали в "АиФ-НН" N 41, 11 - 16 октября).

Никто не готов

ПРОБЛЕМЫ и впрямь нешуточные. И связаны они, как всегда, с причудами федерального законодательства. В 2002 году Государственная дума России приняла небольшой закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (таковой у нас в области более 45 процентов территории), который фактически запустил в стране процессы приватизации земли. В нём крестьянам предписывалось до 27 января 2007 года зарегистрировать право собственности на свои участки. В противном случае впереди масса неприятностей, в результате которых сельхозпроизводители просто могут потерять всякие права на землю.

Отпущенное время уже подошло к концу. И тут выясняется, что ничто и никто у нас к исполнению закона не готов. По оценке заместителя министра АПК Нижегородской области Александра Абрамова, в регионе государственную регистрацию права собственности на землю прошли из 500 хозяйств всего 7, во владении которых находится менее одного процента земли. По России этот показатель чуть выше и, по некоторым оценкам, достигает 10 процентов.

История болезни

ВООБЩЕ земельный вопрос, который когда-то радикально разрешила путём национализации революция, в постсоветской России чрезвычайно запутан. В 1992 году реформаторы решили вернуть землю крестьянам и нарезали им так называемые земельные паи. В Нижегородской области они в зависимости от числа колхозников в том или ином хозяйстве составили от 3 до 5 гектар. Грубо говоря, людям выдали что-то вроде земельных ваучеров. Однако - и в этом корень основных бед сегодня - совершенно непонятным осталось, где именно находится у селянина земельный пай. Он был где-то в окрестностях села и деревни. Но, говоря юридическим языком, не выделен в натуре.

Народу по барабану

И ВОТ теперь федеральное законодательство требует чёткого обозначения границ этого земельного пая и его государственной регистрации до 27 января 2007 года. Особенно в этом заинтересованы сельхозпроизводители, которые на правах аренды используют крестьянские земли. В противном случае после Нового года все договора аренды, по которым они ныне работают, будут признаны ничтожными. И тогда хозяйства, о поддержке которых сегодня столько трезвонят в рамках национального проекта, фактически останутся без земли.

Народ же в оформлении собственных паёв в собственность заинтересован слабо. Он и так в предшествующие пятнадцать лет от них никакой выгоды не видел. Почти никто из хозяйств за использование земли крестьянину ничего не платил. Всё было как в известном случае акций без дивидендов, которые правление фирмы год за годом решает направлять "на собственное развитие". Да и затратное это дело - оформление земли. Особенно для села. За межевание - 600 - 800 рублей, за процедуру госрегистрации - 500 целковых. Вряд ли селяне такую сумму осилят.

Мешают мертвые

НО ЧТО же не даёт самим сельхозпредприятиям пройти все необходимые процедуры по государственной регистрации земли? Во многих случаях - лень. Но так далеко не у всех. Пильнинский район, например, организованно взялся за это дело два с половиной года назад. И до сих пор без особого успеха.

- Проблемы огромные, - рассказывает начальник управления сельского хозяйства района Петр Лиганов. - Всего у нас в Пильне 14 700 пайщиков земельных долей. Сегодня некоторых в принципе невозможно найти. Многие, а таких до 30 процентов, уже умерли. В право наследования их долей никто так и не вступил. Между тем хозяйство не может оформить землю на человека и узаконить свой договор аренды с ним, если самого человека нет.

Но это ещё полбеды. Положим, человек находится. Но сплошь и рядом это столетняя бабушка. Она и из дому-то без чужой помощи выйти не может. Поэтому приходится срочно делать доверенность, чтобы оформить за неё землю. Но сегодня такая роскошь вряд ли кому-то из хозяйств под силу. За нотариально удостоверенную доверенность нужно выложить полтысячи рублей. Плюс расходы на упомянутое выше межевание и госрегистрацию. И так чуть ли не на каждого обладателя доли. В общей сложности на одно хозяйство падает бремя в сотни тысяч рублей. Кто в нищем селе сегодня может потянуть такие деньги? Почти никто.

Есть, правда, ещё один путь. Можно обойтись без доверенности и выкупить у крестьянина его земельную долю. Но тогда встаёт другая проблема. Госрегистрация права собственности на землю стоит для юридических лиц 7 тысяч рублей. Плюс затраты на землеустроительные работы, с помощью которых должны выделить участок из общего "клина" угодий колхозников. Так что этот вариант для села ещё менее реален.

Конкуренты не дремлют

В КОНЦЕ концов получается, что столь усердно лелеемый государством сельхозпроизводитель никак не может закрепить за собой землю. И здесь возникает ситуация, которую ныне очень удачно используют скупщики сельхозугодий. Они просто приходят к той самой столетней бабушке, суют ей 1 - 2 тысячи рублей, потом сажают её в машину и везут в район оформлять сделку купли-продажи. Последующий сценарий, особенно для высоколиквидных земель недалеко от Нижнего Новгорода, известен. Участок перепродается за хорошие деньги "дяде" из Москвы или местному нуворишу, и тот начинает строить здесь свой коттедж.

- У нас такие вещи происходят сплошь и рядом, - вздыхает глава администрации села Пурех Чкаловского района Василий Шинин. - Считай, каждую неделю четверых стариков в одной машине везут в Чкаловск оформлять землю. Я уж говорю им: "Зачем землю продаёте за гроши? Ведь она намного дороже стоит". А они мне отвечают: "Так ведь нам, Василий Геннадьевич, недолго жить осталось. Зачем нам земля-то?"

А дачи на берегу Горьковского моря так и растут. И какие! Я тут недавно проект видел: "фазенда" высотой в несколько этажей, а от неё канал прорыт к морю. Это, значит, чтобы прямо со своей территории было удобно на рыбалку или на прогулку выезжать...

Видимо, такая судьба (стать "вотчинами" больших и маленьких олигархов) ждет большинство привлекательных земель в области. Во всяком случае, этому способствует нынешнее федеральное законодательство. И некоторые считают, что это не случайно. Поговаривают, что в стране специально создана ситуация, чтобы облегчить "законный" отъём земли у крестьянина.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

СЕГОДНЯ в Нижегородской области около 700 крупных предприятий, которые обрабатывают основной массив земли. Порядка 300 из них ещё даже не приступали к оформлению угодий. Как правило, это те хозяйства, которые ныне находятся в процессе банкротства или предбанкротном состоянии. Большинство оставшихся прочно завязли в бюрократических процедурах и в срок до января 2007 года точно не уложатся.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

НАЧАЛЬНИК отдела экономического оздоровления сельхозпредприятий и земельных отношений министерства АПК Нижегородской области Владимир Бархатов:

- В СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации наиболее разумным было бы продление сроков регистрации земли ещё на два года. Кроме того, необходимо упростить и удешевить процедуру оформления прав на землю. Сегодня мы уже сформулировали свои предложения на тему внесения поправок в федеральное законодательство и попытаемся выйти с ними в Государственную думу. Надеюсь, что нас услышат.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно