Последние заламывают бешеные цены за крошечные участки, где должна пройти дорога или газопровод.
Недетские аппетиты
ГОВОРЯТ об этом уже все и без обиняков. Например, на недавнем заседании совета представителей по вопросам развития АПК области, земельных отношений и лесопользования при Законодательном собрании на эту проблему обратил внимание заместитель министра Александр Абрамов. По его словам, сейчас в Борском и Богородском районах на местах предполагаемой прокладки подъездных путей компании и частные лица скупают земельные паи крестьян за гроши, а потом начинают выкручивать руки государственным органам, требуя огромные деньги за выкуп земли.
С той же проблемой столкнулись и строители южного объезда Нижнего Новгорода. Трасса по проекту прошла через выкупленный спекулянтами крошечный участок. И те выставили государству счёт в миллионы рублей. Формально собственник прав: власть при изъятии земельного участка должна заплатить владельцу рыночную (договорную) цену. Удивляют лишь аппетиты дельцов. По словам заместителя министра имущественных отношений Нижегородской области Веры Терещенковой, стоимость “делянки” взлетает в тысячу раз. То есть выкупают у крестьянина пай за 1 тысячу рублей, а продают уже за миллион. И это отнюдь не условные цифры: именно столько стоит земля в районах, прилегающих к Нижнему Новгороду, где участки, кроме всего прочего, скупаются под дачи. Неконтролируемая скупка земель в спекулятивных целях ведётся в большинстве районов Нижегородской области. Относительное спокойствие царит только на севере региона, где спрос на землю весьма невысок.
По стопам Столыпина
ПОСТЕПЕННЫЙ рост спекуляции землёй в регионе, в принципе, не является каким-то историческим откровением. Похожий опыт Россия имела в эпоху реформатора Петра Столыпина. Тогда общинная земля тоже резалась на паи. И это тоже порой приводило к бесконтрольной скупке и спекуляции сельхозугодьями.
Но почему же наши крестьяне готовы отдавать свою землю почти задарма? Ответ очевиден: паи большинству из них дают в лучшем случае смехотворный доход. Сейчас у селян земельные паи, как правило, арендует работающее на них хозяйство, тот же колхоз или, как ныне его именуют, сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК). И почти никто за аренду земли людям денег не платит. Разве иногда подбросят что-нибудь натурой. В результате у народа возникает вполне законный вопрос: а зачем мне земля? Не лучше ли её продать, пусть даже и по дешёвке? И продают. За 500 - 1000 рублей за пай в шесть-семь гектаров. Хотя по кадастровой оценке один (!) гектар может стоить в десять раз дороже.
К чему ведут эти процессы, понять нетрудно. Постепенно в Нижегородской области будет происходить “обезземеливание” крестьян и начнут складываться крупные латифундии. Вероятно, они станут тоже отдавать эту землю в аренду хозяйствам. Но уже за хорошие деньги или часть урожая. В итоге появится класс земельных рантье, этаких современных помещиков. Правовая база в Нижегородской области для этого уже имеется. Еще в июле 2003 года Законодательным собранием был принят закон, который устанавливает, что один человек может владеть десятой частью сельхозугодий в регионе. И это значит, что земля в перспективе может быть поделена между десятком новых олигархов. Возможно, здесь произойдёт примерно то же самое, что и в промышленности, где сначала народу раздали ваучеры, а потом ловкие ребята скупили их по дешёвке и в одночасье из нищих “пролетариев” превратились в преуспевающих буржуа.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
НАЧАЛЬНИК отдела экономического оздоровления сельхозпредприятий и земельных
отношений министерства АПК Нижегородской области Владимир БАРХАТОВ:
- Проблемы с неконтролируемой скупкой земли сельхозназначения с последующей
перепродажей её государству или муниципалитетам начались в прошлом году - после
изменения законодательства. Было ограничено так называемое право
преимущественной покупки земли. То есть раньше при продаже земельного пая
человек или организация должны были в обязательном порядке извещать об этом
органы власти, которые могли принять решение выкупить землю. Теперь это не
нужно. В итоге возникает возможность опередить государство при выкупе земли у
крестьян в спекулятивных целях. Повлиять сегодня на этот процесс мы, по
большому счёту, не можем. Для этого требуется изменение федерального
законодательства.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
СЕГОДНЯ под землями сельхозназначения находится 46,8 процента территории
области. Это более 7,6 миллиона гектаров. Огромное богатство стоимостью многие
миллиарды рублей. Даже леса занимают сегодня в регионе меньшую территорию -
40,7%.