В Нижнем Новгороде создано новое общественное объединение - Ассоциация предпринимателей и предприятий. Причем создано под специальную программу "по противодействию планам городской администрации по сносу киосков и мини-маркетов".
Плата за выборы?
Появилась ассоциация вскоре после того, как предприниматели услышали из первых уст, а именно на встрече с мэром Нижнего, о своей дальнейшей судьбе.
События развиваются настолько быстро, что складывается впечатление, будто нижегородских высоких начальников кто-то загнал в угол и собирается выпустить оттуда только на определенных условиях. Если восстановить последовательность последних событий, то можно предположить, на каких именно.
Октябрь 2005 года. Выборы мэра Нижнего Новгорода, на которых с огромным перевесом победил Вадим Булавинов. Тогда же происходят выборы в Городскую думу Нижнего Новгорода. Однако в отличие от депутатов, которые в подавляющем большинстве вполне состоятельны и способны прокормить ораву политтехнологов и пиарщиков сами, нынешний мэр и его команда состояли на муниципальной службе. Конечно, и на других кандидатов в мэры не бессребреники работали. Поэтому, как правило, за оказанную материальную помощь выбранному чиновнику или депутату приходится платить. Причем не обязательно деньгами. Так было во все постперестроечные времена.
В программах кандидатов традиционны пункты о поддержке малообеспеченных, неимущих и, конечно же, предпринимателей - надежду нашу и опору. Первые две категории давно привыкли к тому, что их заносят через запятую в разные программы, но ничего ощутимого за это не дают. Третьи вдруг поверили, что их действительно "поддержат и разовьют".
едь недаром созданы всевозможные департаменты, комитеты и даже собственное региональное министерство! Но многие их высокопоставленные сотрудники предпочитают регулярно поддерживать разве что собственные форму и имидж. Их лица вы всегда можете увидеть на разного рода презентациях и богатых тусовках (если, конечно, попадете туда), а затем - в отчетах глянцевых журналов. Когда работать успевают, удивляется непосвященный читатель...
Из всех городских депутатов за владельцев киосков и мини-маркетов вступился разве что Дмитрий Бирман, возглавляющий региональную общественную организацию "ОПОРА России". Остальные крупные бизнесмены, теперь заседающие в гордуме в качестве депутатов (их больше двух десятков), проблемы как будто не замечают. Зато живо реагируют на дележ рекламного рынка и акционирование муниципальных предприятий. Готовы даже в неурочное время собраться на специальное заседание. Среди крупных нижегородских предпринимателей есть владельцы сетей магазинов, гипермаркетов, да и просто сильно заинтересованные в "цивилизованной торговле" господа. Своя рубашка ближе...
Как изменилась концепция
МАРТ 2006 года. Выходит постановление N 89 "Об утверждении типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области", в котором даются рекомендации муниципалитетам, как постепенно перевести торговлю из киосков на первые этажи, разработав до 1 сентября 2006 года соответствующую концепцию. Ни единого слова о сносе и ликвидации павильонов.
Муниципалитеты трактуют постановление всяк по-своему, издают свои местечковые распоряжения. В нижегородском варианте условия ужесточаются. Уже в апреле, спустя две недели, предпринимателям Нижнего Новгорода велят очистить земельные участки и подыскивать первые этажи для будущих магазинов. Вот тут-то "мини-бизнесменов" и прорвало.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
В НАСТОЯЩЕЕ время в Нижнем Новгороде и Нижегородской области действуют более 100 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе более 20 тысяч малых предприятий со статусом юридического лица и более 85 тысяч - без образования юридического лица.
На встрече мэра и предпринимателей ("АиФ-НН", N 17) после долгих дискуссий было объявлено об отступных: создается согласительная комиссия, которая рассмотрит каждое "дело мини-маркета" в отдельности, а отсрочку по поиску новых торговых помещений дали на год. Оставили в покое молочные и хлебные киоски (отсутствие в них канализации и водоснабжения авторов решения не испугало).
Альтернативное решение
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ аргументы против мини-маркетов - отсутствие раковин и унитазов, а значит, вопиющая антисанитария - сменились идеями создания столичного города. Как будто чтобы оказаться в эшелоне первопрестольных, надо лишь снести все киоски-павильоны да ветхий фонд, к несчастью попавшийся на глаза нагрянувшему президенту. Карт-бланш получен - и местные чиновники рванули все сносить.
Выстоявшие при разных властях предприниматели точно знают: ищи кому выгодно. Выгодно гнать взашей тысячи "ЧПистов" бизнесменам куда более крупных масштабов. И тем, у которых нынешняя власть, возможно, в долгу (см. главу о выборах). И тем, кто пришел и еще придет в Нижний из других городов.
Мини-маркеты действительно далеко не писк архитектурной мысли. Но тогда не стоит ли предложить предпринимателям разумный и реальный механизм - с учетом финансовых компенсаций прежних или преференций для будущих вложений? Многие из них до сих пор не расплатились по старым кредитам, а новые кредиты банки, по словам активистов ассоциации, дают не более чем на 1,5 - 2 года. Окупится ли за такой срок снос мини-маркета и переезд на первый этаж со всеми вытекающими затратами? А если у наших чиновников концепция опять изменится и однажды им придет в голову переселить предпринимателей и с первых этажей?
Пока власти продолжают замахиваться на святая святых рынка, конкуренцию, "ЧПисты" борются за свои права. Открытое письмо за подписью 153 предпринимателей направлено в законодательные и исполнительные органы власти города, области, ПФО, а также Президенту РФ. В нем коммерсанты приводят свои доводы и задают вопросы. Например, почему каждый из них должен "добровольно" платить в непонятный фонд развития инфраструктуры города, согласно приказу от 3 июня 2003 года N 270 за подписью и. о. главы города А. К. Мелешкина, и кто распоряжается этими средствами? Кто будет решать проблемы новой волны безработицы, которая непременно накроет всех, кто связан с мелким и средним бизнесом? Сколько будут стоить те самые товары, которые продаются сейчас в павильонах, на прилавках гипермаркетов? Наконец, чем вызвана такая спешка?
Если уж очень хочется скорее стать столицей, то не проще ли начать с дорог? Только ремонтировать трассы, как и принято в столицах, надо не днем, в часы пик, а по ночам. Чтобы простые граждане могли без пробок и по хорошему асфальту добраться до многочисленных гипермаркетов, которыми со всех сторон обложат нижегородцев.
КОММЕНТАРИЙ
Руководитель пресс-службы главы города Евгений
Семенов:
- Факт того, что в городе создана еще одна общественная организация предпринимателей, свидетельствует о том, что предприниматели в Нижнем, вопреки крикам "об их удушении", скорее живы, чем мертвы. Вопросами регулирования взаимоотношений между ними и органами власти в Нижнем Новгороде занимаются несколько общественных объединений: ОПОРА, руководимая Олегом Кондрашовым и Дмитрием Бирманом, "Деловая Россия", возглавляемая Павлом Солодким, и т. д. У городской власти существует тесный и постоянный контакт с этими профессиональными организациями, они зарекомендовали себя как авторитетные и солидные представители сообщества, которым доверяет большинство коллег по цеху. Если у ряда предпринимателей возникло желание создать альтернативное объединение, то это говорит лишь о том, что у этой группы появилась точка зрения, не совпадающая с точкой зрения большинства. Тем не менее даже их позиция будет услышана. Однако это не означает, что городская администрация откажется от объявленной стратегии. Глава города неоднократно заявлял, что время ржавых железных бочек, "украшавших" город под гордым званием "мини-маркет", прошло безвозвратно. Если мы хотим, чтобы Нижний Новгород отвечал всем современным эстетическим требованиям, выглядел достойно и был комфортным, необходимо принимать те изменения, которые продиктованы временем.