Нижний – родина гениального инженера Ростислава Алексеева

Фото:Из личного архива семьи Алексеевых

Скоростные «Ракеты» и «Метеоры». Грозные экранопланы. Нижегородский  технический университет и ежегодная всероссийская парусная регата, завершившаяся на прошлой неделе… В Нижнем Новгороде - как когда-то в  Горьком - с именем выдающегося учёного, изобретателя, кораблестроителя Ростислава Алексеева связано многое. Его жизнь - в его изобретениях. Незаконченная жизнь…

   
   
Татьяна Ростиславовна Алексеева

 Ростиславу Евгеньевичу посвящены десятки статей, фильмов, книг. О великом изобретателе «АиФ-НН» рассказывает его дочь и коллега Татьяна Ростиславовна Алексеева.


На работу на «Харлее»

 
- Как конструктора, создававшего совершенно новые и сложные вещи, я узнала отца только тогда, когда мы стали вместе работать. До этого для меня он был заботливым папой, который в бедное послевоенное время делал для меня игрушечную посуду, играл в «бери да помни» и, даже жутко усталый, никогда не отказывался поговорить… Но только когда разгадаю головоломку, которую он сам же придумывал!

 
В 1950-е машины были редкостью. Свою «Победу» Ростислав Евгеньевич купил, когда за разработку и создание судов на подводных крыльях получил Сталинскую премию. Как только папина машина появлялась во дворе на ул.Ульянова, сбегалась детвора со всего квартала, и он ребят катал по очереди. Частенько всем двором, в два ряда усевшись в «Победу», мы выезжали на отдых в Зелёный Город.

 
«Победа» была, пожалуй, первым средством передвижения, которое конструктор не создал своими руками. В родное ЦКБ по СПК он сначала ездил на самодельном велосипеде с двигателем, который однажды… взорвался. Потом - на «Харлее», который ему дали в мотосекции. Затем - на «Фольксвагене», который, по сути, собирал из металлолома.

 
Откуда была в отце тяга к изобретательству? Он вырос в научно-исследовательской лаборатории. В 1916 году дед, Евгений Кузьмич, имевший блестящее образование, организовал опытную агрономическую станцию в районе города Новозыбково Брянской области. Группа учёных занималась обогащением почв, чтобы вырастить на песке пшеницу. Хлеб тогда был важнее красных, белых и немцев. В научной работе участвовали и дети, среди них - и маленький Ростислав.


Технология скорости

 
Доверять интуиции его тоже научили родители. Все новые идеи Алексеев обязательно записывал, зарисовывал - в блокнот или в альбом, который постоянно носил с собой.

 
Отца называли замкнутым человеком. Кто-то обижался, что во время разговора он часто «отключается», думает о своём. Мысль работала постоянно, он не мог иначе! Прежде чем изложить коллегам какую-то новую идею, он мог рассказать её кому угодно, даже уборщице, чтобы проверить, достаточно ли идея ясна.

 
Не случайно было и увлечение парусным спортом, горными и водными лыжами - в 1930-е все были помешаны на скорости. И эти вещи были неотрывны от его работы. Управляя яхтой, отец размышлял, как сделать её ещё маневреннее, быстрее. Яхтсмены говорили, что он «ходит на яхте головой».

 
В 1930-е в Горький часто приезжал Валерий Чкалов, имевший собственный катер и любивший потравить байки в окружении яхтсменов. Наверное, от него отец впервые узнал о бреющем полёте, планировании над землёй и водой. Много лет спустя этот эффект, в сочетании с особой конструкцией судна, позволяющий ему отрываться от поверхности воды и устойчиво скользить над ней на небольшой высоте, развивая большую скорость, назвали «эффектом Алексеева», «эффектом экрана». Но гораздо раньше, в мыслях, в эскизах великого изобретателя уже появятся суда-самолёты космической формы, которые назовут экранопланами.


С многоточием

 
Открытия, сделанные Ростиславом Алексеевым, требовали нового языка, новых методов работы, новых идей. Бывало, коррективы в дизайн, форму судна изобретатель вносил по интуиции. И оказывался прав… В коллективе его Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях случайные люди надолго не задерживались. Не каждый мог «сойти с ума», оставаясь на работе до ночи, вставая до солнца, пропадая на испытаниях, работая чертёжником, конструктором и мальчиком на побегушках одновременно.

 
- Возможно ли такое сейчас? Конечно, возможно! - считает Татьяна Ростиславовна. - Подумайте, где появится новый Алексеев, как не в среде молодёжи, увлечённой чем-то радикально новым, грандиозным? Тем более что сейчас и сложные вычисления, которые мы производили вручную, и моделирование можно сделать в три счёта на компьютере. Главное - чтобы было решение там, сверху, чтобы отечественное судостроение вновь встало на ноги. Суда на воздушной по-душке, на подводных крыльях, глиссирующие суда, экранопланы займут на мировом рынке свою нишу. 

 
Неутихающий интерес к изобретениям Ростислава Алексеева в России и за рубежом не случаен. Не зря снова и снова на Западе конструируют «крылатые суда», которые, как ни крути, не обладают такой скоростью, мощью, надёжностью и безопасностью, как наши. Говорят, что на следующий день после смерти великого Алексеева многие его документы были разворованы… Но его дело живо. И оно возродится - только у нас, в России, только здесь, в Горьком. 
Много ли осталось у великого конструктора нереализованных замыслов? Его дочь отвечает:

 
- Тьма. Тьма! Если бы он был жив, даже в безвременье, в перестройку он бы продолжил заниматься экранопланами. Он никогда не сдавался! Его последняя разработка - экранопланы нового поколения, способные преодолевать моря и океаны, летать в космос.
Кстати

 
Историческая регата
В акватории Горьковского водохранилища завершилась традиционная 33-я Всероссийская парусная регата «Кубок Р.Е. Алексеева». В регате участвовали более 50 крейсерских яхт со всей России. Для Алексеевых, потомков создателя экранопланов, яхтинг стал семейным видом спорта. Им до рождения собственных детей занималась дочь Р. Алексеева - Татьяна Ростиславовна. А в регате Кубок Р.Е. Алексеева обычно принимают участие её сыновья, Глеб и Михаил Сулоевы, а также внуки Данила и Яна.

Глеб участвовал и в нынешней регате (взрослой, класс Open – 800), а Яна и Данила – в детской. По словам Т. Алексеевой, число участников год от года растёт. Поэтому в 2012 году регату «поделили» на детскую и взрослую. Кстати, первое взрослое судно Глеба и Михаила называлось «Реал» - в честь их знаменитого деда Ростислава Евгеньевича Алексеева.

Смотрите также: