В дискуссии приняли участие председатель комитета по информационным технологиям и связи Нижегородской области Пётр Плетнёв, заместитель генерального директора - директор Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» , директор СЕНДИ и исполнительный директор нижегородского филиала СТРИМ Александра Шарова, заместитель директора по техническим вопросам ООО «Эфир» Евгений Пучков.
Всё зависит от пользователей
Непосредственно перед проведением «круглого стола» мы предложили посетителям нашего сайта ответить на вопрос: «Устраивает ли вас качество доступного вам Интернета?». Голоса распределились так:
- 41% - нет,
- 23% - вполне,
- 18% - конкуренция слабая, и дорого.
Результаты прокомментировал Пётр Плетнёв:
- Лет 10 назад в нашем регионе кроме коммутированного доступа к сети Интернет (через телефонную линию) никаких других не было. Люди пользовались скоростью 34 килобит в секунду и были довольны. Я, например, был счастлив, когда смог посмотреть изображение с веб-камер из разных уголков мира. Технологии на месте не стоят, и некоторых сейчас уже не устраивают те высокие скорости, которые предлагаются нашими операторами. В Нижнем Новгороде это может быть и 100 мегабит в секунду. Многое зависит от потребностей людей. У нас был такой случай, когда нижегородец задал вопрос президенту России, что его не устраивает скорость подключения к Глобальной сети. Стали разбираться и выяснили, что человек пользовался скоростью в 128 мегабит в секунду, истратил за первые дни весь трафик, а когда у него скорость упала (по условиям договора), он начал жаловаться, что у него плохой Интернет.
Не только в Нижнем, но и в районы области
В Нижнем Новгороде Интернет достаточного качества доступен в каждом районе. А вот по области еще остаются вопросы.
:
- Обеспечить качественный доступ в интернет в области под силу только крупным структурам, подобным «ВолгаТелеком», так как это требует масштабных инвестиций. Именно такие компании могут сделать услуги скоростного Интернета доступными и массовыми. На сегодня «ВолгаТелеком» предоставляет доступ в Интернет жителям всех районов нашего региона. Причем в большинстве районов можно воспользоваться услугами скоростного широкополосного доступа по технологии ADSL.
В области мы активно развиваем волоконно-оптические сети. Уже построены два оптических кольца, которые охватили южные районы. Использование кольцевых структур обеспечивает надежность, отказоустойчивость и безопасность: если вдруг кабель где-то повреждается, схема восстанавливается в считанные секунды. Неделю назад мы запустили «по оптике» подключение на Бору, в Ковернино и Семёнове. Это позволит в десятки раз увеличить скорость доступа в Интернет для абонентов Городецкого, Ковернинского, Семеновского и Борского районов, а в будущем - и северных районов области. В целом, абонентам в районах (за исключением северных) скорости подключения доступны такие же, как и в Нижнем Новгороде.
Конечно, существует немалое количество абонентов коммутированного доступа (в «ВолгаТелеком» - это 125 тысяч абонентов). Это люди, которым нет необходимости тратить в месяц больше 100 рублей – они лишь проверяют почту и посещают несколько сайтов. Но в основном и в Нижнем Новгороде, и в области люди выбирают скоростной широкополосный доступ в Интернет.
Кроме того, к Глобальной сети, в рамках нацпроекта «Образование», мы подключили все общеобразовательные учреждения региона, в том числе и районные. Большого дохода это не приносит, но для нас важна социальная значимость нашей работы. Стоит отметить, что большая часть трудностей в этом проекте связана с недостатком квалификации учителей при подключении и настройке программного обеспечения.
Александра Шарова:
- Компания «Сенди» подключила 310 000 квартир по технологии «Оптика до дома» со скоростью доступа 100 мегабит в секунду.
Евгений Пучков:
- Мы осуществляем эфирное подключение, главное наше преимущество – мы можем подключить к Интернету через эфир там, где ещё не проложен кабель. Конечно, есть проблемы с радиопазоном, который засорен нелегальными пользователи, отсюда не всегда получается оказывать качественные услуги. С этим нужно бороться Радиочастотному центру. Мы создали много каналов в районах области. Конечно, вышки, которые мы возводим, очень дороги. Поэтому и связь дорогая. Наша компания идёт туда, куда остальные пока физически не могут дойти.
Очередей из абонентов не будет
- В последнее время рост желающих подключиться к Глобальной сети возрос в разы. Скоро так и очереди появятся из абонентов, ждущих рассмотрения своей заявки.
:
- Мы справляемся со всеми заявками. С другой стороны, для подключения по технологии ADSL на существующей телефонной линии требуется время, чтобы протестировать техническую возможность подключения. Очередь бывает в основном локальная, люди ждут максимум 2-3 дня. В самых трудных случаях чуть больше. Мы выполняем те условия, которые прописаны в договоре с абонентом.
Александра Шарова:
- Честно сказать, мы были не готовы к такому притоку абонентов, поэтому нам пришлось на ходу перестраивать все процессы в организации. Думаю, другим операторам это тоже знакомо. Раньше мы подключали 100 абонентов в месяц и были довольны. Когда пошли тысячи, стало тяжелее. Представляете, чтобы обработать и удовлетворить одну заявку, должны быть задействованы все службы компании: финансовые, технические, бухгалтерия, сервисные, обслуживающие. А люди хотят подключиться быстро. Поэтому мы в течение полугода отслеживаем скорость реакции наших сотрудников на звонок абонента. У нас теперь человеку перезванивают и договариваются о времени установки максимум через день. Раньше это занимало больше времени. Все конкурентноспособные компании должны стремиться к тому, чтобы абонент не ждал больше трёх дней. Правда, есть провайдеры в Нижнем Новгороде, которые абонентов «маринуют» по месяцу и больше.
Конкуренция там, где платежеспособное население
- А достаточно ли операторов на нижегородском рынке, чтобы удовлетворить желание всех клиентов? И достаточно ли развита конкуренция в нашем регионе?
Пётр Плетнёв:
- 10 лет назад у нас было больше 30 провайдеров в регионе. Выжили те, кто начали строить свои опорные сети. По области в настоящее время сети строит только «ВолгаТелеком». Остальные работают в Нижнем Новгороде.
Александра Шарова:
- Конкуренция зависит от платежеспособности населения. К примеру, в Верхних Печерах конкурируют 6 операторов, предоставляющих широкополосный доступ. А в отдалённых уголках Автозавода спрос у населения очень низкий. Поэтому там, где людям есть чем заплатить за услуги, конкуренция высока. Конечно, это информационное равенство нарушает. Но с другой стороны, для того, чтобы построить сети, мы должны на существующих заработать средства на строительство.
Мы привыкли рассуждать, что чем больше конкурирующих фирм, тем ниже цена. В ситуации со связью дело обстоит по-другому. Провайдер – продавец трафика. Клиенту безразлично, как организовано подключение к сети Интернет. Для него принципиально, за какие деньги и какой сервис этот провайдер может обеспечить. И маленькие компании, только выходящие на рынок, оказываются в жестоких и неравных условиях, им очень сложно перейти порог безубыточности. А большие операторы окупаются и имеют ресурсы для развития собственной сети. Конечно, бизнес красивый, пока с ним не столкнёшься. На деле получается, что внешний трафик маленькая фирма покупает в разы дороже, чем работающий на собственных сетях большой оператор. Мы много видим появлений на рынке таких фирм, которые очень быстро опускают голову. Я считаю, не в том счастье, чтобы было 100 операторов, а в том, чтобы было несколько, которые бы на смерть бились за абонента, понижая цену и улучшая качество связи. С пятью копейками на рынок связи сейчас выходить нельзя.
- Как вы оцениваете тарифную политику провайдеров?
:
- Любая успешная в бизнесе компания учитывает определенные законы рынка. В соответствии с ними, на сегодняшний день уровень цен на услуги ШПД должен не только позволять привлекать дополнительных абонентов, но и давать возможность компании получать на рынке тот доход, который позволит привлекать необходимые инвестиции в развитие технической инфраструктуры, систему абонентского обслуживания клиентов, биллинг, развитие новых услуг и т.д. Надеюсь, что «ВолгаТелеком» удается находить этот баланс: в 2007 году мы существенно изменили уровень цен на услуги ШПД, снизив тарифы на 41% (практически, сравняв по стоимости с тарифами на местную связь). Это позволило сделать наши тарифы конкурентоспособными и значительно увеличить абонентскую базу, при этом продолжать вкладывать серьезные инвестиции в модернизацию сети. В целом, тарифные политики провайдеров, предоставляющих услуги доступа в Интернет в Нижнем Новгороде, примерно равны и находятся в одной ценовой категории. Различие в ценах на услуги ШПД составляет, в среднем, плюс минус 15%. По сравнению со столицей цены безусловно выше, так как местные провайдеры вынуждены закладывать в стоимость мегабайта оплату за трафик на участке магистрали Москва-Н.Новгород, не зависимо от того, в собственности эта магистраль у провайдера или в аренде.
Площадка для дискуссий
Осенью прошлого года была высказана идея создать в нашем регионе общественную организацию, которая должна объединить операторов и пользователей Интернет.
Пётр Плетнёв:
- В Казани есть ассоциация пользователей Интернет и провайдеров, и мне показалось интересным организовать подобную организацию у нас, чтобы она была площадкой для обсуждения и решения проблем, для вынесения предложений.
:
- Общение всегда полезно. И мы стараемся приглашать к прямому диалогу потребителей даже с резко критическими замечаниями, чтобы понять, где концентрируются их интересы. Но мне кажется, единых устремлений объединиться у Интернет-сообщества региона пока нет. Обычно у нас дружат против кого-то. Кроме того, выдвигаются идеи, чтобы всё было бесплатно и на максимальной скорости. Если бы нашёлся такой объединяющий «двигатель», было бы полезно всем: и контент-, и телекомпровайдерам. Мы за то, чтобы такие ассоциации были. А объединить могут создатели сайтов, интерактивных сервисов - те, кто не «привязан» напрямую к телекоммуникационному бизнесу.
Александра Шарова:
- Есть очень похожий бизнес, который идёт впереди Интернет-провайдеров. Это сотовая связь. Они часто встречаются с клиентами. А насчёт нашей ассоциации встаёт вопрос – что конструктивного мы услышим. Что клиенты хотят, мы знаем: как можно больше, и как можно дешевле.
Доступ хороший – сайты плохие?
Взгляды на перспективы развития провайдерства у участников круглого стола разделились.
Пётр Плетнёв:
- На Западе к сети Интернет подключены 80 процентов людей. У нас самые оптимистичные цифры – 25 процентов. Поэтому нам есть, куда расти. Рынок далёк от насыщения. Будем двигаться к западным показателям.
:
- Думаю, пройдёт ещё года два, и квалификационный уровень пользователей существенно повысится. Абоненты будут общаться с Интернетом также легко, как сейчас с мобильными телефонами, в которых много разнообразных функций и сервисов.
На коллегии Минсвязи России по итогам 2007 года шла речь об изменении парадигмы нацпроекта «Универсальная услуга связи» в новую - «широкополосный доступ в каждое домохозяйство». При официальном объявлении запуска проекта и принятии необходимых нормативных документов это действительно будет качественный скачок в развитии широкополосного Интернета.
Со своей стороны мы делаем многое для того, чтобы наша сеть передачи данных была адекватна не только сегодняшним, но и завтрашним потребностям рынка. Стремительный рост количества абонентов ШПД требует от нас увеличения капитальных вложений в модернизацию сети. На 2008 год инвестиционная программа Нижегородского филиала ОАО «ВолгаТелеком» составляет более 1 млрд. 300 тысяч рублей, основным акцентом которой является развитие услуг широкополосного доступа, причем не только по технологии xDSL, но и по технологии FTTB/FTTH. При модернизации АТС в этом году мы будем монтировать мультисервисное оборудование с элементами NGN (Next Generation Network – сети следующего поколения), которое обеспечит высококачественную передачу речи, высокоскоростную передачу видео и данных на основе технологии коммутации пакетов. В результате наши абоненты получат возможность доступа к конвергентным услугам Triple Play - сервисного пакета из "быстрого" Интернет, цифрового ТВ и телефонии.
Александра Шарова:
- Конечно, с ростом числа абонентов резко увеличивается нагрузка на аппаратуру. Поэтому в какой-то момент провайдер встаёт перед необходимостью в короткие сроки заменять всё оборудование связи его сети. Поясню, вся сеть состоит из оптики, ресурс которой достаточно большой, и оборудования связи, стоящего на узлах сети. Если менять второе, возможности оптического кабеля можно только увеличивать. Но если его своевременно не менять, именно здесь будут и проблемы. Пока спрос растёт, у операторов будут средства, чтобы менять это оборудование.
Назревает другая проблема. Из всего разнообразия способов подключения к Интернету по всей территории Нижнего Новгорода человек может выбрать то, что ему необходимо: либо коммутированный доступ, либо скромный безлимитный тариф, либо качественный широкополосный Интернет. Операторы лишь доставляют сигнал. Но в Глобальную сеть выходят ради сервисов и сайтов, которых, к сожалению, не так много в Рунете, как нам бы хотелось. Мало сейчас новых интересных сервисов Интернет-ресурсов. Оказалось, что построить сети, подключить клиентов гораздо проще, нежели придумать сервисы, которые бы людей привлекали. Эта проблема быстро не решится. А нижегородские ресурсы – лишь приятное дополнение к общероссийским. Если ограничить нижегородцев только местными сайтами, Интернет в нашем регионе, конечно, не умрёт, но желающих подключиться к нему будет намного меньше.
Хорошо, что сейчас появляются операторы беспроводного доступа к Глобальной сети, которые приучают нижегородцев пользоваться Интернетом всегда и везде. Поэтому нижегородцы с удовольствием возвращаются домой, располагаются поудобнее возле домашнего компьютера с широкополосным доступом и в своё удовольствие пользуются сервисами Глобальной сети.
Смотрите также:
- Карта мобильного туриста: как не остаться без связи на каникулах →
- Интернет шагает по Нижегородской области →
- Высокие скорости всегда с тобой →