Чтение мыслей вслух...

   
   

Серым весенним вечером клуб «Пятый элемент» оккупировала толпа подростков в широких штанах, спортивной одежде и кепках с прямыми козырьками.

Все они хотели получить удовольствие и послушать родной нижегородский рэп.

А если не нижегородский, то кстовский, например. У нас там свои чемпионы.

Нижегородская хип-хоп культура живёт своей отдельной жизнью, насколько активной, настолько же «подпольной».

О ней, а также о российском рэпе и хип-хопе в целом, рассказали «АиФ-НН» местные рэпперы, или попросту MC.

Кто в андеграунд, кто к Укупнику

   
   

 - Вам самим знакома история хип-хопа как явления в культуре?

MC Mal (г. Кстово):

 

- У русского хип-хопа было две волны. Первая – 90-е годы. Прародителями русского хип-хопа и рэпа считают команду Bad Balance и её основателя Влада Валова (Шеff). С его подачи возникли Децл и Лигалайз. Примерно в то же время, с разницей буквально в месяц, начал существовать коллектив «Многоточие», который остро критиковал творчество Шеffа и очень сильно отличался от Bad B, в первую очередь – политической тематикой текстов.

Вторая волна совсем свежая 2007-2008 гг. –сейчас хип-хоп на пике популярности. А первые проекты живут по-разному. Например, Децл ушёл в андеграунд, а Шеff, наоборот, сделал хип-хоп бизнесом, ему ничего не стоит записать саундтрек совместно с Укупником.

- Как оцениваешь нижегородскую хип-хоп культуру?

MC Брiз:

- В Нижнем Новгороде вся хип-хоп культура пока развита слабо. У нас много андеграунд-рэпа (например, с Мещеры MC Водолаз), но очень немногие выступают на уровне, это каждый год выявляет «URBANиЯ».

MC Глюк:

- Сначала все было довольно вяло, но потом молодёжь повылезала, начались какие-то вечеринки, нижегородская хип-хоп культура стала стремительно развиваться. Всё потому, что у молодых коллективов и отдельных исполнителей больше энтузиазма, энергии, желания сделать профессионально, а не любительски.

Минимум качества, но максимум смысла

MC Mal:

- Для меня рэп – это музыка улиц. Мы пытаемся выразить то, что для нас важно. Каждый рэппер пишет, например, в своём треке про своих родителей: про свою маму, про папу, про бабушку пишет. Мы пишем «Мама, я тебя люблю» - значит, в этом треке мы раскрываемся настолько, что мама услышит и просто расплачется. Тексты рэпперов - это те же стихотворения, только под музыку. Это поэзия. Настоящий рэп – это минимум качества, минимум музыки, максимум смысла.

- Рэпперами называют парней, одетых в определённом стиле. Это стереотип?

MC Глюк:

- Лично для меня эта атрибутика – цепи, футболки, кепки - абсолютно не важна. Существует понятие «музыка», с которым внешний вид никак не связан. Каждый человек одевается как ему удобно, а если он увлекается рэпом и хип-хопом, то это не обязательно, что он будет носить, к примеру, широкие штаны. Рэп должен быть у человека в душе.

- То есть рэппер в деловом костюме – это нормально?

Звёздные войны

Один из любимых видов «состязаний» рэпперов - freestyle battle. Для тех, кто не знает: два MC берут микрофоны, поднимаются на сцену и начинают в свободной форме выяснять, кто из них двоих круче. Побеждает более остроумный, ловкий в рифмах и текстах рэппер. Freestyle battle проводится и на ежегодном фестивале «SNICKERS URBANиЯ».

 - Как относишься к фристайл бэттлам?

MC Mal:

- В фристайл бэттлах я не участвую, т.к. считаю, что это абсолютно бесполезная вещь. Какой смысл в том, что два человека стоят на сцене и грязно ругают друг друга! С другой стороны, никто не гарантирует, что текст «ругательства» я сымпровизировал, а не написал и не выучил заранее, ведь он из-за своей «критической» направленности универсален, подходит любому оппоненту. В фристайл бэттле «SNICKERS URBANиЯ-2008» я участвовать передумал, понял, что мне это не нужно: я доволен теми 60 треками, которые написал от души. Рэп - не спорт, рэп  – это стиль жизни. Рэп- это твоё продолжение, что ли.

MC Брiз:

- Участвую, часто. Я выступал на всех «Урбаниях», на пятой я занял второе место, в 2007 году выиграл кубок по фристайлу.

 - Что способствует продвижению хип-хоп культуры в России?

MC Брiз:

- Мне бы хотелось, чтобы было побольше таких фестивалей, как «SNICKERS URBANиЯ» - открытых, независимых, проводимых в удобное время, чтобы каждый мог придти, посмотреть, оценить, поучаствовать. Думаю, что если бы хип-хоп ассоциировали с его андеграундом, а не попсовыми Серегой, Тимати и др., - отношение к этой культуре было бы совсем иным. Сейчас в России, Нижнем мало возможности слушать качественный рэп, потому что андеграунд-бандам довольно трудно продвинуться, раскрутиться. Может, нужна школа хип-хопа, но в первую очередь - люди, заинтересованные в его развитии.

Галина МУБАРАКШИНА, ННГУ

Смотрите также: