В России каждый найдёт от шансона что-то своё: кто-то лирический городской романс, кто-то самодеятельную бардовскую песню, кто-то жесткий блатняк. Но есть артисты, которые увидят и передадут в русском шансоне всю прелесть парижской атмосферы. К последним относится Инна Субботина – женщина необычайно красивая, обладающая теплым, чистым голосом, заставляющим заслушаться с первых нот. На её счету уже три альбома, а в этом году выйдет четвёртый – совместный проект с композитором Андреем Мисиным – «Танцы дождя».
Французский шарм
Именно Андрей Мисин предложил Инне записать альбом «Танцы дождя», он написал музыку, а стихи сочинили Карен Кавалерян и сама Инна. Особой шарм новой пластинке придают партии аккордеона. Но обо всём по порядку.
– Расскажите, кто принимает участие в записи альбома?
– Андрей: Мы пошли по такой дороге, которая называется «мы хотим сделать в студии то, что потом будет на сцене». Для студийных записей привлекались музыканты, которые именно в этой эстетике работали на сцене. В частности это и ребята из оркестра креольского танго, а так же известные сессионные музыканты, которые работали на сцене со многими нашими исполнителями. Это люди, хорошо понимающие работу в студии и так же хорошо понимающие сцену.
– Несколько песен прозвучат на французском языке. Инна, Вы свободно владеете французским, или учили его специально для этого альбома?
– Инна: Я учила специально для этого альбома. Первый трек, который был записан – «Танцы дождя». Мы записали его с аккордеоном. А потом поняли, что по-французски он прозвучал бы очень самобытно, ведь французские фонемы вместе с сексуальностью аккордеона могут создать нечто новое. Мы записали и французскую версию. И, вы будете смеяться, я пошла в студию и заново записывала русский вариант! Потому что после того, как я спела по-французски, я поняла, что мне ещё есть над чем работать в русском варианте! Я с каждым треком заново учусь петь! Это чистая правда.
– Когда же выйдет альбом?
– Андрей: Когда он будет полностью готов. Мы запишем ещё несколько треков, которые, на мой взгляд, очень украсят альбом. Правда, эти песни появились только после того, как мы записали основные. Знаете, началось понимание того, что мы делаем. И от песни к песне вдруг начал происходить такой легкий перелом: мы начали точнее определять ситуацию – каким будет альбом. Вначале работы мы входили в неизвестную реку.
Благодаря нашему стереотипному мышлению, когда говорят французский шансон, в нашем представлении возникают имена Эдит Пиаф, Жака Бреля, Шарля Азнавура, Сальваторе Адамо. Как Вы думаете, почему говоря «русский шансон» ассоциации совершенно другие: Владимирский централ, надрыв, хриплый голос? Почему так происходит?
– Андрей: У каждого человека своё понимание, свой шансон. Если человек ищет в пространстве французский шансон, он его обязательно найдёт. Вас не удивляет то, что на радио «Шансон» звучат вот эти блатные песни, а телеканал «ТВ Шансон» очень часто показывает концерты французских шансонье?!
– Да, это и удивляет!
– Андрей: Вот-вот. Понимаете, работники радио хотят видеть один вид шансона, а телевизионщики другой. И я могу вам сказать, что я на «ТВ Шансон» видел такие концерты, которых я на богатейших коллекциях DVD не видел. И это очень хорошо, что есть такая возможность.
Другой мир музыки
Инна Субботина – эстрадная певица. Правда в её репертуаре есть и душевные романсы, не столь популярные в наше время. Её исполнение известных – «А напоследок я скажу», «Две розы», «Тёмно-вишнёвая шаль» – изумительно красиво, проникнуто чувством. И это неудивительно, ведь история взаимоотношений певицы с романсом давняя. Бабушка Инны любила петь романсы, и часто они с Инной исполняли их на два голоса. Сейчас, набравшись опыта, Инна стала относиться к романсу намного серьёзнее:
– Романс – это нечто настоящее. Романс я всегда любила. Но надо иметь дерзость, чтобы к нему прикасаться. Если ты имеешь вокальные данные, это ещё не факт, что ты можешь петь романс, – считает Инна.
Теперь Инна любит выступать с романсами на Цветаевских вечерах в домике М. Волошина в Крыму. «Туда приезжают люди, которые любят поэзию Серебряного века, поэтому выступление на таком вечере всегда приятно», – поделилась Инна.
– Романс – это маленькая новелла, история любви, как правило, неразделенной или угасшей. Вы блестяще исполняете романсы, вкладывая в них всю душу, и у слушателя складывается такое чувство, будто сюжет романса взят из Вашей жизни. Как Вам удается передать глубокие драматические переживания?
– Инна: Я бы не проводила параллели, что автор прямо всё пишет из своей жизни. Для меня песня – это некая мистика. Когда поешь, когда знаешь, что всё получилось – ты просто улетаешь в другое пространство. Я не уверенна, что я пою о себе. Это намного серьёзнее. Понимаете, начинается какой-то другой мир, другая реальность.
– Андрей: Жить по принципу, как сказал К. Батюшков, «Пиши – как живёшь, живи – как пишешь» удаётся только тем людям, которые являются полностью авторами произведений. Как только человек вступает на территорию, где ему что-то не принадлежит, допустим, слова или музыка, тогда начинается актёр.
– Инна, есть ли у Вас любимый исполнитель романсов, любимый романс?
– Инна: Мне очень нравилась Галина Карева и романс «Зелёный изумруд». Но время идёт, и сейчас я больше слушаю Моран и Карлу Бруни. Но не потому, что я отказалась от своего любимого романса, Вы меня понимаете…
– Как вы считаете, сможет ли романс быть популярным среди широкого круга современных слушателей или это все же постепенно устаревающее искусство?
– Андрей: Это от романса зависит. Здесь срабатывает определённый принцип. Есть некое устоявшееся представление о романсе. И иногда люди в некоторых новых произведениях просто не узнают романса, хотя произведение является романсовым. Мне кажется, что кому-то необходимо всё-таки рассказывать об этом жанре. Обратите внимание, какие романсы поют в тех программах, которые романсам и посвящены – в основном это какие-то устоявшиеся композиции. Я не слышу там каких-то новых произведений. Одно я знаю точно – романсы орать нельзя! Очень многие исполнители из романса делают как раз, наоборот, неромансовую композицию. Романс личностное произведение. А некоторые исполнители пытаются сделать его популярной песней. Это, на мой взгляд, неправильный подход.
Самое главное – быть искренним
– Инна, Вы посещаете концерты своих коллег?
– Инна: Да. Мне вообще очень интересно ходить на концерты коллег, и я всегда смотрю, что надо делать, а что не надо.
– Сейчас становятся очень популярными мюзиклы, Вы не хотите попробовать себя в новом амплуа?
– Инна: Нет. Я себя сейчас нашла в проекте «Танцы дождя». Я хочу сказать, что я просто купаюсь в этой музыке, и это не банальные какие-то слова, а я совершенно с Вами искренна. Мои друзья однажды сказали мне: «Ты позволяешь себе быть искренней. Это роскошь». А я никогда не считала, что искренность – это недостаток. Особенно на сцене. Кстати, на нашей сцене не хватает именно искренности.
– Как же быть искренним на сцене?
– Инна: Как же это сформулировать?!
– Андрей: Да легко! Искренность на сцене – это не врать самому себе.
– Что для вас самое ценное в творчестве?
– Андрей: Улыбаться!
– Инна: Нет, даже не улыбаться… Я бы по-другому сказала. Вы знаете, у меня была очень насыщенная жизнь, много всякого разного было: и большие радости, и маленькие трагедии. Я пыталась писать об этом песни и петь их. Мне казалось, это такое счастье, что я выхожу на сцену, пою. А вот сейчас у меня новый этап – я хочу быть услышанной. И поэтому, я скажу, что в творчестве самое главное – быть услышанной.
– А что, по-вашему, наоборот, не приемлемо в творчестве?
– Инна: Ложь. Нельзя лгать самому себе.
– Что Вы больше всего цените в жизни и в окружающих людях?
– Инна: Вы будете смеяться, – чувство юмора. Ироническое отношение к себе.
– Вы обладаете самоиронией?
– Инна: Я этому учусь!
– Андрей: Это как у Пушкина. «Ай да Пушкин! Ай да сукин-сын!» (Так воскликнул Александр Сергеевич, окончив работу над пьесой «Борис Годунов» – прим. авт.) Вот это вообще самое лучшее, что им сказано было (смеётся).
Какая она – роль Инны Субботиной?
– Инна, Андрей – поделитесь вашими музыкальными и литературными пристрастиями? Ваша любимая книга, музыкальная группа?
– Андрей: Я знаю всю музыку, звучащую в мире, по крайнеё мере, ту, которая интересна. Я целиком не могу выслушать ни одну пластинку, ни один компакт диск, но, тем не менее, у каждого исполнителя, у каждого композитора, найдётся произведение, которое иногда очень хочется послушать. Я не фанат какой-то одной идеи, какой-то одной эстетики. И мне кажется, что по-настоящему человек должен уметь услышать и полюбить весь мир, всё это пространство. Только тогда он где-то внутри себя начинает неким образом понимать, как и где он живёт. А как только человек начинает делать себе кумира, на этом всё прекращается.
– Инна: Вы знаете, я сейчас читаю «Хроники Боба Дилана» и на меня эта книга произвела очень сильное впечатление. Что касается музыки… Когда я делаю подборку треков, чтобы слушать их в машине, мне кажется, что я буду слушать её год! Но ничего подобного! Проходит время, и я слушаю что-то другое. Потому что сказать, что я люблю только эту книгу, или эту песню и исполнителя, я не могу.
– Как Вы относитесь к спорту?
– Инна: Спортом я занимаюсь без фанатизма. Хожу в спортзал, раньше я увлекалась йогой, теперь у меня новое увлечение – дайвинг.
– Инна, Вы прекрасно выглядите! Раскройте свои секреты красоты?
– Инна: Наверное, это банально, но я убеждена на 90% в том, что самая главная красота в женщине – это её доброта. Злая женщина не может быть красивой.
– Инна, на Вашем сайте Вы рассказали о необычных подарках ваших поклонников (яхта, рояль), а о каком подарке Вы мечтаете?
– Инна: Мне сразу же вспоминаются слова Вероники Тушновой: «Подарков не просят и не обещают, подарки приносят и так отдают». Я никогда ни у кого ничего не просила. Ну, а что подарят, то подарят! (смеётся).
– Совсем скоро Новый год. А за что Вы благодарны уходящему году?
– Инна: За проект с Андреем Мисиным «Танцы дождя».
– Где бы вы хотели встретить Новый год?
– Андрей: В работе.
– Инна: Да, моё ощущение меня не обманывает, и я встречу Новый год на сцене.
– Если бы Вам пришлось участвовать в Новогоднем карнавале, какая роль Вам была бы ближе: цыганки, восточной принцессы, снегурочки или другого персонажа?
– Инна: Это была бы роль Инны Субботиной.
– Неплохая роль! Инна, под Новый год и Рождество принято вспоминать самые удивительные истории. Можете вспомнить что-нибудь необычное из вашей жизни?
– Инна: Для меня, например, было очень необычно то, как меня приняла Франция. Я очень люблю бывать там, и я уже говорила, что мой новый проект не случаен. У меня вообще такое ощущение, что я в прошлой жизни была француженкой! А необычным было то, что я шла по Антибу и вдруг поняла, что я здесь уже была! Необычно и то, что я запела по-французски специально для проекта «Танцы дождя». А французы, мои друзья из Ниццы, сказали, что у меня получается! Кстати, благодаря Андрею Мисину. Без него я бы вообще не решилась на этот проект, на эту авантюру.
Справка:
Инна Субботина родилась в Мценске, но своё детство провела в Нальчике. На её музыкальном пути был школьный ансамбль, класс фортепиано в музыкальной школе, конкурсы песен и Московское эстрадное училище им. Гнесиных. Инна примерила на себя и актёрскую роль, сыграв главную героиню в спектакле театра–студии Артура Зариковского «ЗВ, или девушка приятная во всех отношениях». На сегодняшний день в её дискографии три альбома: «Огни большого города», «Я начинаю игру», «Мои любимые романсы». Официальный сайт певицы: www.subbotina.ru.
Андрей Мисин известный российский композитор, исполнитель, продюсер, член Союза композиторов России (1996). Работал с такими популярными российскими исполнителями, как Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Валерия, Кристина Орбакайте, Григорий Лепс. Так же является автором музыкальных композиций для театра и кино.
Смотрите также:
- Попасть на «МКАД»: 27 октября на сцене ТЮЗа состоялась необычная постановка →
- Александр Яковлев: Живым быть веселее →
- Бывшие панки играют попсу →