Увы, даже такие телемэтры, как Владимир Познер, вынуждены соблюдать негласные правила игры и недоговаривать всей правды. Но я, как и вы, тем не менее восхищаюсь высоким уровнем профессионализма, умением Познера правильно формулировать и задавать нелицеприятные вопросы, невзирая на чины и звания.
Как-то я спросил у Владимира Владимировича: «Вы один из немногих, кто остался на переднем крае критикующих власть. Вы на себе ощущаете давление сверху?» И он мне ответил: «Очень странная ситуация. Несколько лет назад меня по случаю 75-летия российского телевидения наградили орденом «За заслуги перед Отечеством». Я всё силился понять: мне-то за что? Ведь часто моя позиция не соответствует позиции власти. Я чрезвычайно критически настроен к тому, что происходит, в частности, в отношении свободы слова и печати. Хотя считаю, что свобода слова не заключается просто в том, чтобы говорить всё, что хочешь. Когда твоё слово выходит на очень большую аудиторию, возникает ответственность за то, что ты говоришь. Когда-то один из членов Верховного суда США сказал, что человек не имеет права кричать «Пожар!» в битком набитом кинотеатре, только потому, что он хочет кричать «Пожар!». Это ограничение свободы слова? Да, конечно. И это связано с ответственностью. Просто так мочить власть - это не моё дело. Вообще СМИ - это такой сторожевой пёс, который всё время лает, напоминая власти о проблемах и об ошибках, которые та совершает. Надеюсь, мне удаётся это делать, не изменяя себе и не идя на компромиссы с совестью. И пока меня не трогают».
Несмотря на то что на Первом канале Познера подвергают цензуре (в последний раз это было во время эфира с Тиной Канделаки, когда речь зашла об оппозиционере Алексее Навальном), он достаточно откровенен во время своих встреч с читателями. Телеведущий колесит по стране, рекламируя свою книгу «Прощание с иллюзиями», написанную в 91-м году на английском языке, но переведённую и осовремененную в прошлом году. Вот, например, как он прокомментировал последние кадровые перестановки в правительстве: «Владимир Мединский (министр культуры) - это плевок в лицо российской культуры. Хуже кандидатуры представить себе сложно. Что они этим хотели сказать? Они таким образом показали вот этот палец (показывает средний палец. - Авт.) протестующим. А про Холманских... Если бы я был полпредом и мне бы сказали, что вот этот тоже им будет... Я всё же привык себя уважать. А тут получается, что полпредство вообще ничего не значит? Престранно». Такую смелость сложно себе представить на главном канале страны, но в любом другом месте тележурналист предельно честен и откровен перед собой и перед аудиторией, которая любит и доверяет ему.
Рождённый не в СССР
Он очень долго пробивался к своему слушателю и зрителю. Связано это было с тем, что родился он в 1934 году во Франции, откуда родом его мать, затем долго жил в США. Отец журналиста, родившийся в Санкт-Петербурге, был большим поклонником СССР, посему и семья вынуждена была в 1952 году переехать в Советский Союз. «Вынуждена», потому что власти США уличили Познера-старшего в шпионаже (в пользу СССР). Да и самого телеведущего позднее тоже пытались завербовать, о чём он откровенно пишет в своей книге. Но, несмотря на давление, он не согласился сотрудничать с органами госбезопасности. Поэтому и карьера на ТВ у него складывалась не так гладко, как могла бы при его несомненном таланте и блестящем владении тремя языками: английским, французским и русским. Вот и пришлось начинать ему не с журналистики, а с переводов. Помог поэт Самуил Маршак, у которого будущий телеведущий работал литературным секретарём. Эта работа позволила Владимиру Владимировичу почувствовать и проникнуться любовью к слову, да и к русскому языку в целом. Позже он долгое время работал на иновещании, и поэтому массовый российский зритель его не знал. Имя журналиста Познера прогремело на всю страну после легендарных телемостов с Америкой (в 1985 г.) во время перестройки, когда ведущему был уже 51 год. Отчасти потому, что он состоялся в профессии так поздно, Владимир Познер не зазвездился, слава не вскружила ему голову. И поэтому он остался очень приятным в общении человеком. На его встречах с читателями всегда аншлаг, хотя выпуски программы «Познер» не всегда имеют высокий рейтинг. И дело здесь не в самом Познере (он-то всегда на высоте), а в масштабе личностей, приходящих к нему на эфир. Если собеседник известен лишь узкому кругу профессионалов, как, например, редактор «Огонька» Виктор Лошак (беседа с ним была показана 21 мая), то и рейтинг у программы понижается. Но тем и любопытен Познер, что он даже из общения с не очень знаменитым гостем умудряется сделать качественный телевизионный продукт. Обратите внимание, ведь у него в программе полностью отсутствуют элементы шоу, всё держится просто на общении двух людей. И это всегда любопытно. Я был немного удивлён, когда на эфир он позвал Тину Канделаки, девушку, по моему мнению, явно не блистающую умом и достижениями. Но после просмотра программы понял, что Познер тонко, умно и интеллигентно разоблачил Канделаки. «Дело в том, что я задаю те вопросы, которые хотел бы задать зритель», - скромничает телеведущий.
И всё равно Познеру позволено многое, потому что его уважают за мастерство. Если Леониду Парфёнову, блестящему телевизионному профессионалу, власть так и не простила некоторые вольности и дерзость, то Познеру позволительны даже такие высказывания: «Россия сегодня воспринимается вновь не как Советский Союз, но как страна с авторитарным режимом, с репрессивным режимом. И поэтому любой митинг однозначно воспринимается как подавление свобод общественного мнения и т. д. Это произошло из-за Путина».
Нашёл отдушину на «Дожде»
Так он говорит в интервью печатным СМИ или небольшим независимым телеканалам, но эти слова телеведущего, понятное дело, не будет транслировать Первый канал. Именно потому, что Познер не всё может сказать в эфире главного канала страны, он нашёл отдушину на нишевом телеканале «Дождь» (с небольшой аудиторией), где они с Леонидом Парфёновым подводят итоги недели. О, как же эти итоги отличаются от итогов на больших федеральных каналах, которые, по словам Познера, «заняты в основном поиском самого общего знаменателя, самой массовой аудитории»! «Вот людям нравится «Поле чудес», - признался мне в беседе телеведущий. - Что, эта программа поднимает интеллектуальный уровень населения? Оно становится умнее, больше узнаёт? Нет. Эта программа для очень низкого интеллекта, но с массовой аудиторией». Конечно, Познер не для массовой аудитории и не для средних умов, а для думающего зрителя, способного формулировать самые жёсткие и нелицеприятные вопросы прежде всего для самого себя.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.