210

«Москва слезам не верит». И не будет

В 1981 г. режиссёр Владимир Меньшов обошёл самого Акиру Куросаву с фильмом «Тень воина», когда его картина «Москва слезам не верит» получила «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». К слову, за свой фильм Куросава за год до «Оскара» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

«Дешёвая мелодрама»

Международное признание такого уровня казалось невероятным, ведь на родине за эту «дешёвую мелодраму» Меньшова не критиковал только ленивый. А вот зрителя мало интересует как разгромная критика, так и высокие призы: история про хорошую девушку Катю, которая «понаехала» в столицу и вопреки обстоятельствам нашла-таки своё счастье, до сих пор радует и вдохновляет миллионы.

Сказка про советскую Золушку - Катерину - была написана для конкурса работ о Москве и заняла на нём третье место. Валентин Черных пытался предложить свой киносценарий нескольким именитым режиссёрам, но никто не проявил интереса.

Начинающий снимать Владимир Меньшов тоже поначалу отреагировал вяло, но, дочитав до эпизода, когда героиня заводит будильник и засыпает в слезах, а просыпается уже через 20 лет, он пришёл в восторг!

Такой скачок во времени запустил режиссёрское воображение: Меньшов стал представлять, как можно снять этот фильм. Придумал сцену со Смоктуновским, который «поздновато начинает» актёрскую карьеру. Потом пришла в голову заковыристая история хоккеиста Гурина. Черных отказался переписывать сценарий, сделать это пришлось самому режиссёру.

В итоге текст увеличился в полтора раза. Меньшов стал примерять актёров к ролям картины. Но знаменитости не спешили поучаствовать в его фильме. В то время романтические стори с хеппи-эндом были не в моде. И даже когда актёрский состав был утверждён и началась работа, на съёмочной площадке время от времени воцарялось уныние. Мало кто верил в успех.

Неверные подруги

Сыграть подруг главной героини Людмилу и Тоню сначала звали Анастасию Вертинскую и Галину Польских, но они обиделись: как вообще такое можно предлагать? Потом Меньшов увидел Ирину Муравьёву в одном из спектаклей и понял, что она просто создана для роли Людмилы. Муравьёва согласилась, хотя и плакала потом, впервые увидев отснятый материал,- такой грубой и неотёсанной сама себе показалась.

Но в результате её Людка стала самым ярким персонажем фильма.

Владимир Меньшов считал главной особенностью своей картины то, что в ней не было эпизодических ролей. Любой герой, вплоть до вахтёрши в общежитии, оказался запоминающимся. «Хэллоу, общежитие слушает!» - вот всё, что по сценарию произнесла Зоя Фёдорова, но эта фраза стала крылатой.

А чего стоил флиртующий Басов со своим несварением желудка или псевдоинтеллигентная мама Рудольфа Рачкова (Евгения Ханаева), хлопающая по рукам пионера на званом обеде!

Найти актёров на роли Катерины и её советского прекрасного принца Гоши было нелегко. Получив несколько отказов от разборчивых актрис, Меньшов воззвал к собственной жене. Веру Алентову утвердили, и она взялась за роль, которая, по собственному признанию, оказалась самой трудной в её жизни. На съёмочной площадке доходило до того, что в перерывах группа прятала актрису от мужа-режиссёра - так сильно он волновался и так требовательно относился к её работе на площадке. Но и Алентова не оставалась в долгу, мучила мужа своими сомнениями - ей казалось очень сложным сделать живой абсолютно положительную героиню. Катерина действительно крайне молчалива, её нужно было «наполнить кровью», без слов показать внутренние метания. Меньшов отвечал, что это роль-судьба, она и должна быть такой.

Он же Гера, он же Гога ...

На роль Гоши пробовали Виталия Соломина, хотели даже обратиться к Вячеславу Тихонову, но режиссёр случайно наткнулся на фильм «Дорогой мой человек» и понял: Гоша - это Баталов! К счастью, Алексей Баталов не был против, более того, он даже помог уговорить родителей Натальи Вавиловой, чтобы те позволили ей сыграть дочь Катерины Александру. Кстати, Вавилова оказалась единственной актрисой, в отношении которой у Меньшова не было сомнений. С самого начала режиссёр знал, что Александру должна играть только она. При этом за работу ей заплатили в несколько раз меньше, чем звёздному Иннокентию Смоктуновскому, сыгравшему эпизод в полминуты.

На съёмках Вавиловой пришлось раздеться. Там была сцена, когда главная героиня, а потом её дочь принимают душ. Женщин показывали размыто, словно сквозь поток воды, но это была «обнажёнка», и в конечный вариант советского фильма она не вошла. Урезана была и сцена свидания Катерины с героем Олега Табакова - её сделали «поскромнее».

Во время съёмок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой - 35, Ирине Муравьёвой - 30. И 19-лет- них провинциалок, и зрелых женщин они сыграли блестяще.

За первый год проката фильма его посмотрели 85 миллионов, но самым главным поклонником оказался Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во многом благодаря ему картина удостоилась Государственной премии СССР, Владимир Меньшов получил трёхкомнатную квартиру, а Веру Алентову назвали лучшей актрисой года.

Ольга ВОЛКОВА

 

МОГЛИ СНИМАТЬСЯ



 

Маргарита Терехова

Была приглашена на роль Катерины, но отказалась из-за занятости. Как выяснилось, в то время её готовили на роль Миледи в фильме Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра». 
 

 

Владимир Меньшов

Отчаявшись найти актёра на роль Гоши, был готов сыграть её сам. Он даже прошёл пробы, но, к счастью, обратил внимание на Алексея Баталова. «Вот же Гоша!» - осенило режиссёра.


 
Клара Лучко

Её пригласили на роль матери Рудольфа-Родиона. Но она и слушать об этом не захотела. «Это неинтересно!» - сказала Лучко о сюжете фильма.  

Нина Русланова

Пробовалась на роль Тони. Но худсовет решил, что интереснее образ получается у Раисы Рязановой. Её и утвердили, а Русланова обиделась.

 

Факты

●● В сцене, где Гоша и Николай выпивают и спорят в квартире у Гоши, фигурируют лещ и вобла, которые Меньшов накануне получил в посылке из Астрахани - своей родины.

●● В 1985 г., готовясь к встрече с Михаилом Горбачёвым, Рональд Рейган несколько раз посмотрел фильм «Москва слезам не верит», чтобы лучше понять «загадочную русскую душу».

●● Во время действия в фильме, в 1977-1978 гг., станция метро «Охотный Ряд» называлась «Проспект Маркса». Для съёмок было специально вывешено старое название.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах