aif.ru counter
171

Рано прощаться с оружием. Почему важно пропустить историю через себя?

В России отпраздновали День защитника Отечества. Однако большинство давно не вкладывают в праздник его изначальный смысл, а просто поздравляют всех знакомых мужчин - неважно, служили они или нет.

Кира Мишина / АиФ

Что должен знать современный призывник? Когда обилие информации порождает невежество? Почему Вооружённые силы - это кожа общества? Об этом «АиФ-НН» беседует с председателем регионального отделения Российского военно-исторического общества в Нижегородской области Олегом Казариновым.

Доверяют тем, кто рядом

- Чем занимается сегодня региональное отделение Российского военно-исторического общества?

- Императорское Русское военно-историческое общество, которое существовало до 1917 года, популяризировало славу русского оружия. В 2012 году Указом Президента РФ Владимира Путина организация возродилась. Если смотреть на устав, то цели, в общем, остались прежними, но с учётом реалий нашего времени. Это и информационные войны, и большой провал в патриотическом воспитании молодёжи, произошедший после распада Советского Союза.

Само название общества ассоциируется с войной. Но мы всегда выступаем за то, что будущие и настоящие призывники, да и просто российские граждане должны знать и военное, и историко-культурное наследие Родины. Можно перевооружить армию по последнему слову техники, но в итоге получить лишь контрактников, которые не будут понимать, что именно они должны защищать.

Беда случается тогда, когда страна теряет свою идеологию, а ей на смену приходит враждебная. Если мы не будем заниматься патриотическим воспитанием, то умами нашего подрастающего поколения займутся другие.

Всегда привожу такой пример: Вооружённые силы - это кожа общества. Крепкая, но тонкая. Если общество здорово - кожа восстановится после внешних травм, но если оно поражено неким вирусом толерантности, вседозволенности, то организм обречён.

Как региональное отделение в Нижегородской области мы сейчас стараемся объединить просветительскую, издательскую, поисковую работу, военно-спортивное направление, занимаемся военно-исторической реконструкцией, работаем с молодёжными и ветеранскими организациями.

- То есть не говорите, а делаете?

- И говорим тоже. Силу слова никто не отменял. Мы работаем не только со школьниками или студентами. Один из главных наших постулатов - учить учителей. Можно по памятным датам проводить Уроки мужества, но на следующий день ребята отвлекаются на другую жизнь, где есть, скажем, «модные» День святого Валентина, Хэллоуин и т. д. Можно вложить большие деньги в патриотические программы, но ребёнок возвращается домой, а там родители ругают страну и говорят, что надо из неё уезжать. По-настоящему молодёжь доверяет только тем, кто всегда рядом, кто для неё авторитет.

Например, общаешься с учителями истории, которым сегодня по 30-40 лет. Они выросли на ценностях, которые в 1990-е годы до нас доносили при помощи образовательных программ, финансируемых из-за рубежа. Бывает, педагоги настолько дезориентированы, что не знают, как преподавать наше историко-культурное наследие, необязательно связанное с войной! Мы готовы помогать в этих вопросах.

Я рад, что за последние 15 лет благодаря грамотной государственной политике в обществе меняется отношение к Вооружённым силам.

Невежество, а не провокация

- Вы общаетесь с современными призывниками. Кто эти ребята?

- Хорошая молодёжь. Прошло то время, когда считали: ты неудачник - иди в армию, а я богатый - откуплюсь. Сегодня девчонки вновь с большим интересом стали смотреть на тех, кто отслужил.

Конечно, мы уже не вернёмся во времена, когда все «ходили строем» и знали своё место. Общаясь с современной молодёжью, понимаешь: она очень жаждет знаний и благодаря современным технологиям имеет к ним доступ. Но те ли это знания, которые нужны для объединения общества?

Недавно меня пригласили в один нижегородский вуз прочитать студентам лекцию о фашизме. Я рассказал об ужасах нацизма и гражданского противостояния. Показал студентам фотодокументы результатов таких столкновений. После лекции преподаватель меня спросил: «А почему вы про фашизм-то ничего не рассказали?»

Но это же современное поколение, они в Сети немедленно найдут определение фашизма как обобщённого названия политических движений и идеологий. Увидят, что само понятие происходит от итальянского слова, обозначающего пучок, связку, объединение, фашину. Им надо объяснить, что гораздо страшнее нацизм и гражданское противостояние, к которым может привести раскол в обществе. Увы, обилие информации рождает невежество.

- Очевидно, от обилия информации появляются и попытки вольно трактовать исторические факты? Когда, например, людям с телевизионных экранов задают провокационный вопрос: нужно ли было защищать Ленинград или лучше было бы город сдать врагу и спасти его жителей…

- Это не провокация, а невежество. Вернее, провокация, рассчитанная на невежество. Документы говорят, что фашисты не собирались принимать капитуляцию Ленинграда. Если знать об этом факте, то сразу все разговоры становятся риторическими. Другое дело - понимание жестоких законов войны. Если бы мы сдали Ленинград, не привело бы это к десяткам миллионов других жертв?

Это касается и желания придраться к подвигам Александра Матросова, Николая Гастелло, двадцати восьми панфиловцев. Если покопаться в исторических документах, то всегда можно найти нестыковки. Но мы победили, а значит, таких подвигов было много.

Ты не один

- Люди готовы воспринимать историю Родины, в том числе и военную, через личный пример. Лучшее тому подтверждение - акция «Бессмертный полк». В ней ежегодно участвуют миллионы россиян.

- Я согласен, что порой празднование 9 Мая - это лишь воздушные шарики, концерты заезжих звёзд, салют, цветы, улыбки. Людям нужно ощущение общности со своим народом. Важно знать, что ты не один, что нас миллионы и за нами - правда.

Это и есть идентификация человека со своей историей, народом, обществом. Сколько россиян до сих пор ищут погибших на полях сражений родных…

- Военно-историческая реконструкция тоже позволяет пережить моменты истории своей страны?

- Мы занимаемся военно-исторической реконструкцией трёх эпох: это наполеоника, Первая мировая и Вторая мировая война.

Люди разные бывают. Для одних это тусовка, маскарад, но костяк движения - те, кому важна идеология военно-исторической реконструкции: попробуй в лесу в полном обмундировании тех лет полежи под снегом или дождём! Или пройди так десяток километров. Сразу поймёшь, почему тут наши наступали, а тут - отступали. Все начинают с увлечения атрибутикой, но потом погружаются в процесс, по-новому узнают и понимают историю страны.

Олег Казаринов
Родился в 1967 году. Автор более 200 аналитических публикаций на государственно-политическую тематику и книг по психологии и философии войны - «Неизвестные лики войны» и «Обратная сторона войны».




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Где нижегородцы проводили отпуска?
  2. Какие продукты подешевели в Нижегородской области за неделю?
  3. Как Валерия Лимаренко избрали главой Сахалинской области?