Примерное время чтения: 8 минут
1289

Остановили мгновенье. Как работали первые фотографы в России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 19/08/2020
Дмитриев фотографировал Волгу от истока до устья.
Дмитриев фотографировал Волгу от истока до устья. / Максим Дмитриев / Public Domain

В августе отмечается Всемирный день фотографии. Как работали первые русские фотографы? Почему важно создавать семейный альбом, не доверяя память гаджетам, «АиФ-НН» узнал у директора Русского музея фотографии Веры Тарасовой.

Этой ярмарки краски

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: Вера Михайловна, почему именно Нижний Новгород некогда считался передовым не только в России, но и во всём мире в области фотоискусства?

Вера Тарасова: В XIX веке фотографическое искусство в Нижнем Новгороде было на высоком уровне и очень популярно. На Нижегородской ярмарке была целая фотографическая линия, где в летний сезон открывали свои «фотобалаганы» не только российские фотографы, но и зарубежные. Съехавшиеся на ярмарку купцы и крестьяне с удовольствием фотографировались. Возможно, поэтому в Нижний Новгород после окончания Петербургской Академии художеств приехал Андрей Осипович Карелин. Профессор Вячеслав Срезневский писал: «Фотографическая композиция зародилась в России, и первый, кто показал в Европе этот новый путь, был Карелин в Нижнем Новгороде».

В Москве у известного фотографа Михаила Настюкова работал Максим Дмитриев, который мечтал познакомиться с Карелиным и поработать у него в Нижнем Новгороде. Так в нашем городе появился другой знаменитый фотограф – Дмитриев.

– Что же такого великого сделали эти нижегородцы для фотографического искусства?

– Андрей Осипович Карелин начинал работу в те времена, когда фотография только зарождалась и была ещё технически несовершенна. Фотопавильоны находились на верхних этажах или мансардах, при съёмке использовался дневной свет. Карелин построил на Осыпной улице, где сейчас находится Русский музей фотографии, фотопавильон со стеклянной стеной и крышей, просторный и светлый. Работы Карелина изумляли современников. Его называли мастером света и тени. Он стремился приблизить фотографию к живописи, делая её более мягкой и пластичной, считая, что жёсткая, контрастная фотография резка и уродлива. Андрей Карелин был не только фотохудожником, но и изобретателем. Он применял добавочные линзы к объективу и избегал искажения в разных планах. 

Принц Альфред, герцог Эдинбургский.
Принц Альфред, герцог Эдинбургский. Фото: Русский музей фотографии/ Андрей Карелин

О мастерстве Карелина говорили далеко за пределами Нижегородской губернии. Сын Королевы Виктории герцог Эдинбургский был фотолюбителем. Путешествуя по Волге, он посетил Нижегородскую ярмарку и решил сфотографироваться у «российской знаменитости». Он сел перед объективом, откинув голову назад и положив нога на ногу. Учитывая тот уровень техники, сделать фотографию без искажений было невозможно: у герцога должны были получиться длинные ноги с огромными коленями и маленькая голова. Как же он был удивлён, когда получил снимок с полной соразмерностью всех деталей. Никто ещё в мире так фотографировать не умел! За «изобретённый способ фотографии» Карелину было присвоено звание фотографа Императорской Академии художеств.

«Певцы помоек»

– Правда ли, что Максим Дмитриев много сделал для развития популярного и сегодня жанра фоторепортажа?

– Максим Петрович Дмитриев был учеником Карелина. Он начинает работать в карелинской манере, но потом находит свой путь и становится первым в России фотографом-публицистом.

Достаточно вспомнить его знаменитый репортажный цикл «Неурожайный год в Нижегородской губернии 1891-1982 гг.». Неурожай, засуха, голод, эпидемия тифа и холеры. Дмитриев объездил все южные уезды, особенно пострадавшие от засухи. С риском для жизни входил в крестьянские избы, где на полу на соломе лежали больные. Своими фотографиями он призывал передовую общественность оказать помощь голодающим крестьянам. Сам Лев Толстой восхищался гражданским подвигом нижегородского фотографа.

Фото из цикла «Неурожайный год в Нижегородской губернии 1891-1982 гг.»
Фото из цикла «Неурожайный год в Нижегородской губернии 1891-1982 гг.» Фото: Public Domain/ Максим Дмитриев

С 1894 года Дмитриев фотографировал Волгу от истока до устья. Около 10 лет жизни ушло на выполнение этой труднейшей задачи. Это огромный энциклопедический труд. Но благодаря ему мы можем видеть волжскую природу, архитектуру, людей, живших на берегах великой русской реки.

Андрей Карелин и Максим Дмитриев вышли далеко за пределы обычной салонной съёмки. Они вложили новый смысл в искусство фотографии. Свои заработанные деньги они вкладывали в реализацию новых проектов.

– В советские годы в Горьком продолжили славные традиции Карелина и Дмитриева?

– Традиции сохранились, и советский Горький также был фотографическим городом. После революции 1917 года в стране хаос, разруха – нет фотобумаги и плёнки… Фотография вновь возрождается лишь в 30-е гг. Бурно растёт промышленность, развивается сельское хозяйство. И всё это находит отражение на страницах газет и журналов… Востребована репортажная съёмка. Считали, что «портретики, пейзажики и натюрмортики» – удел буржуазии. Строители коммунизма должны быть счастливыми, а дети – пышущими здоровьем: полненькие и крепкие. В городе Горьком был известным мастером фоторепортажа – Нисон Капелюш. Его работы публиковались не только в нижегородской, но и в центральной прессе.

В конце 70-х гг. прошлого века в нашем городе появляется знаменитый фотоклуб «Волга». Его участники начинают вновь развивать художественное направление в фотографии. Фотохудожников интересовал окружающий мир, таким, каким он был. Их критиковали и даже называли «певцами помоек» за желание находить красоту в обычных, а порой неприглядных вещах. Участники «Волги» Юрий Шпагин и Станислав Яворский очень много сделали для развития фотографического искусства в нашем городе.

Акцент на глаза

– Сейчас фотокамера есть в любом гаджете. На ваш взгляд, столь стремительное развитие техники нанесло урон фото-искусству?

– Всё равно запечатлеть значимые моменты своей жизни люди стремятся доверить профессионалам. Об этом говорит расцвет коммерческой фотографии, в том числе свадебной.

Фотоискусство живо, но оно развивается в ином русле. Часто фотографируют сами, забывая иногда эти кадры распечатать, – и они бесследно пропадают, когда техника выходит из строя. Надо создавать и семейные альбомы, сохраняя основные моменты своей жизни. На самом деле, семейная фотография интересна и с исторической точки зрения. Эти любительские простые снимки передают дух, настроение времени, его непарадную сторону, которая может быть интересна последующим поколениям.

– Вера Михайловна, многие считают, что хорошо фотографируют, и хотят сделать это своей профессией. Как относиться к этой тенденции наших дней?

– Чтобы быть хорошим фотографом, купить хорошую камеру недостаточно. У человека должен быть художественный вкус, чутьё. Бывает, люди сняли красивую местность, а на снимке это не видно. Не удалось передать. Фотография должна быть грамотно выстроена с точки зрения композиции.

Самое главное при съёмке портрета – передать состояние, образ фотографируемого. Один из немаловажных моментов – глаза. Лицо отражает внутренний мир, характер человека. Для портретной съёмки часто выбирают чёрно-белую фотографию, поскольку буйство красок иногда мешает восприятию образа.

Репортажная съёмка тоже переживает трансформацию. Для репортажа важна скорость съёмки. И речь идёт не о часах, а минутах. В век цифровых технологий информацию о важных событиях необходимо опубликовать как можно быстрее, кто первый предоставил работы – те и будут опубликованы.

То, что современные люди любят фотографироваться и у них есть такая возможность – это хорошо.

Досье.

Вера Тарасова. Родилась в г. Горьком. В 1983 г. окончила ННГУ Лобачевского по специальности «Филология». С 2002 г. – директор Русского музея фотографии в Нижнем Новгороде.  Член Союза фотохудожников России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно