330

800 лет истории. Как изучить Нижний Новгород с помощью велосипеда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 05/08/2020
Пока свободно гулять под пакгаузами нельзя.
Пока свободно гулять под пакгаузами нельзя. / Виктория Азарова / Из личного архива

До конца лета меньше месяца, и надо успеть использовать все возможности. Например, отправиться на познавательную велопрогулку по Нижнему Новгороду.

«АиФ-НН» вместе с экскурсоводом Викторией Азаровой предлагает три интересных маршрута, проехав по которым, можно влюбиться в наш город.

В город будущего

Соцгород в Автозаводском районе задумывали как «город-сад». Точнее, построили сразу два Соцгорода, но особенно хорош и интересен для велосипедных прогулок первый. Сегодня здесь не так много велодорожек, но есть широкие тротуары, закрытые от солнца большим количеством зелени.

«Соцгород-I возвели в 1930-х гг., – рассказывает Виктория Азарова. – До этого не было практики массового жилого строительства сразу и по единому плану. Проект учитывал все потребности людей: в общении, прогулках, медицинском обслуживании, безопасности и многом другом. Многие коренные жители Соцгорода говорят, что им до сих пор удобно там жить, потому что всё под рукой».

Фото: Из личного архива/ Виктория Азарова

 

В 1937 году здесь построили радиусный дом – сегодня это памятник архитектуры федерального значения. Проектировала дом одна из лучших архитектурных мастерских страны — мастерская братьев Весниных (архитекторы Н. Красильников и П. Полюдов). Это яркий объект позднего конструктивизма, который мало кого оставляет равнодушным.

Много интересного на проспекте Ильича. Вдоль дороги стоит здание бани в стиле конструктивизма, фабрика-кухня, пожарная часть. Необычно и величественно выглядит автозаводский универмаг – он не похож на безликие торговые площадки! Здание построили в 1934-1938 гг. по проекту московского архитектора Льва Наппельбаума. Проект был отмечен Государственной премией СССР.

В Соцгороде обязательно нужно прокатиться по большим дворам бусыгинских кварталов. Они условно делятся по цветам фасадов домов – жёлтому и серому. Кварталы названы так в честь кузнеца Горьковского автомобильного завода, пионера стахановского движения в машиностроении Александра Бусыгина.

Особенно необычен серый бусыгинский квартал. Его возвели в 1936-1938 гг. По сути, это один огромный дом на пятьдесят подъездов, занимающий целый квартал. Строился он для рабочей элиты Горьковского автозавода. Здание зрительно разбивают восемь больших арок, уходящих далеко вверх.

Пески и пакгаузы

В 1977 году в Горьком начали строить уникальный микрорайон Мещерское озеро. Площадку выбрали спорную. Огромная территория за Нижегородской ярмаркой располагалась в пойме Волги и в весенний паводок уходила под воду. Старожилы вспоминают, что когда-то на месте многоэтажек отлично рыбачили. До сих пор в центре микрорайона плещется живописное Мещерское озеро – памятник природы регионального значения. К чемпионату мира по футболу в 2018 году территорию вокруг водоёма благоустроили, появились и прекрасные велосипедные дорожки.

А в 1970-е, чтобы возвести здесь жилой массив, пришлось проделать огромную работу: на подтапливаемые территории намыли несколько метров песчаного грунта. Скорее всего, укрепляли грунт и при помощи технического мусора. Немало его обнаружили в 2017 году, прокладывая метро к станции «Стрелка».

Именно в микрорайоне Мещерское озеро воплотили в жизнь один из самых интересных архитектурных проектов жилой застройки в советские годы – экспериментальный жилой комплекс (ЭЖК). В народе его ещё называют «немецкими» домами, хотя и проектировали, и строили комплекс советские люди. Молодые люди специально шли на эту стройку работать, чтобы потом получить в комплексе свои квартиры. Из-за этого к аббревиатуре ЭЖК добавили слово молодёжный.

Группа горьковских архитекторов в середине 70-х годов прошлого века ездила на стажировку в Восточную Германию, они привезли оттуда представление о европейской жилой архитектуре: большие дворы с зеленью, ассиметричная планировка, террасные дома, выстроенные ступенькой, где на первом этаже есть двухэтажные квартиры с собственными садиками. Можно посмотреть и на нестандартное здание школы №176 – самого большого здания образовательного учреждения в Горьком.

От микрорайона Мещерское озеро по велодорожкам на Волжской набережной можно доехать до пакгаузов на Стрелке. Уникальные ажурные металлические конструкции стояли на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Подойти к ним близко сейчас нельзя – забор.

Отсюда начинается район старой ярмарки, где стояли складские помещения, гостиницы, трактиры. Над всем этим возвышался собор Александра Невского.

Около храма сейчас есть большая парковка, выходящая к Волге. Подъехав к её краю, можно полюбоваться на нагорную часть Нижнего Новгорода.

А у нас водопровод, вот

Централизованный водопровод появился в Нижнем Новгороде в середине XIX века. До этого воду брали из городских рек и озёр, кто побогаче – посылал слуг к родникам, бьющим на склонах окского и волжских откосов.

Но и в XXI веке можно, сев на велосипед, проехаться по местам, связанным с историей городского водопровода. Например, на улице Рождественской, 31 стоит дом инженера-генерала барона Андрея Дельвига – проектировщика и технического руководителя строительства водопроводов в Нижнем Новгороде. Барон был прекрасным специалистом и категорически не терпел взяточников и казнокрадов. Возможно, потому Дельвигу удалось воплотить в жизнь масштабный и значимый проект.

Оборудование для устройства первого водопровода делали на механических заводах в Выксе. В 1878 году богатые нижегородские купцы Блиновы, Бугровы, а также промышленник Курбатов предложили городу денежную помощь на устройство нового водопровода. Старый снабжал водой лишь центральную часть Нижнего.

На улице Красная Слобода в начале Нижневолжской набережной до сих пор стоит довольно хорошо сохранившийся завод Курбатова-Колчина. Здесь изготовили металлические трубы для нового водопровода. А на месте гостиницы рядом с заводом у соединения Казанского и Георгиевского съездов находилась первая в городе водопроводная станция с двумя паровыми машинами.

На заводе Курбатова-Колчина работал знаменитый русский механик Василий Калашников. Всего в 22 года он построил первую паровую машину новой конструкции, опередив на много лет иностранных конкурентов.

Фото: Из личного архива/ Виктория Азарова

 

Кстати, – и это уже не связано с историей водопровода, это просто бонус – от завода можно на велосипеде проехать до подножия Вознесенского Печёрского монастыря и посмотреть на красивейшую обитель снизу.

Задумав проехаться по местам славы нижегородского водоснабжения, обязательно доберитесь до Куйбышевской водокачки. По пути до водокачки на улице Черниговской стоит несколько домов по проекту первого архитектора Нижнего Новгорода Георга Кизеветтера и две мельницы – Дегтярёва и Башкирова. На последней сейчас идёт строительство: там снесли элеваторы и обнаружили старинное здание мельничной конторы.

Своё название Куйбышевская водокачка получила из-за близости к Куйбышевскому району. Так до определённого времени называли Нижегородский район в Горьком. Водокачку построили в 1880 году на деньги частных инвесторов. Она снабжала водой нагорную часть – так называемый старый город. В 1988 году объект закрыли – технологии пошли вперёд. Уже много лет водокачка потихоньку разрушается.

«На самом деле там довольно небезопасно находиться, – говорит Виктория Азарова. – Под землёй расположены огромные резервуары для воды, а в полу есть большие дыры. Лучше посмотреть на водокачку со стороны».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах