Примерное время чтения: 7 минут
291

Знание – сила и на селе. Как живут школы в глубинке?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 17/08/2022

Близится День знаний – праздник для всех школьников, и в мегаполисе, и в далёком маленьком селе. Ведь право на образование не зависит от места жительства ребёнка. Как себя чувствуют сегодня школы в глубинке? Есть ли там ресурсы, чтобы разглядеть и вырастить будущих самородков – Ломоносовых наших дней – или просто достойных людей?

Нет завода – пусто в классе

Ново-Деревенская школа в Рязанской области необычная – состоит из трёх отдельно стоящих зданий. Все три строились не для школы, но жизнь так повернулась, что теперь там учатся дети. 

К счастью, помещения во вполне пригодном состоянии – небольшой ремонт делают постоянно. Одна проблема: 1 сентября 2022 года за парты сельской школы сядут всего 30 детей. Их, увы, всё меньше с каждым годом.

Раньше рядом работал завод, где трудились местные жители, и в школе учились 66 человек. Но предприятие закрылось, другой работы в деревне нет, люди стали уезжать. Учеников теперь меньше в два с лишним раза.

Но директор школы Татьяна Ахмедова старается сохранять оптимизм. Рассказывает о новой 16-местной «Газели», которая возит ребят в школу, с гордостью отзывается об учителях. Говорит, все вакансии в коллективе заняты, на последнюю свободную ставку недавно пришла учитель начальных классов. Правда, педагоги немолоды – не хочет молодёжь работать в деревне…

«Но мы справляемся.  И всё у нас будет хорошо, я уверена», – на мажорной ноте заканчивает беседу Татьяна Ахмедова.

Давайте без комплексов

А вот жители деревень Прокошево и Подлесово в Нижегородской области говорят о будущем их школ не так уверенно. В июне они узнали, что учебные заведения могут объединить. Это будет называться комплексом малокомплектных школ. По задумке чиновников, перемены позволят решить вопрос с оптимальным наполнением классов и перераспределить кадровые ресурсы.

Однако родители учеников категорически против.

«Неужели наши дети будут передвигаться на школьных автобусах за десятки километров по «убитым» дорогам и в мороз, и в дождь до Подлесова и Запрудного, чтобы получить образование? – возмущён житель деревни Прокошево Александр Россейкин. – Меня и других родителей эта ситуация не устраивает». 

В июле на общешкольном родительском собрании начальник департамента образования Кстовского района Александр Долгих заверил: если родители против, реорганизации и объединения школ не будет. Мамы и папы действительно голосовали против объединения школ и зафиксировали решение в протоколе собрания.

Прислушаются ли к ним, пока непонятно, с сомнением говорит Александр Россейкин.  В администрации Кстовского района «АиФ-НН» сообщили, что решение о создании комплекса малокомплектных школ будут принимать не раньше II квартала 2023 года. 1 сентября 2022 года дети точно сядут за парты в своих школах. Вот только надолго ли?

А жители деревни Прокошево уверены: если «модернизация» состоится, от решений взрослых в первую очередь пострадают дети. «Следующий шаг – больница, а потом детский сад, обоснуют всё низкой рождаемостью. И что нас ждёт?» – негодуют сельчане в социальных сетях.

Крыша течёт, в автобусе холодно

Образовательные учреждения есть далеко не во всех сёлах и деревнях Владимирской области

Поэтому весь учебный год тысячам ребят нужно каждый день преодолевать длинный путь к знаниям. Ездить приходится в районные центры и крупные сёла, где школы работают. И здесь всплывает очередная проблема – специализированный транспорт.

По данным на начало 2022 года, в регионе потребность в автобусах испытывают почти 10 тыс. учеников сельских школ. Чтобы ребята могли попасть за парты, на маршруты выезжают около 300 транспортных средств. Состояние многих из них – не самое лучшее.

«В прошлом году сын сильно заболел, застудился в школьном автобусе, – пишет жительница Гусь-Хрустального района Елена Сидорова. – Детей возят на старом железном «корыте». Обещают, что скоро купят новый автобус, но пока имеем то, что имеем».

А жители села Спас-Виталий, что в 30 км от Ярославля, несколько лет добиваются ремонта кровли в местной школе. В том же здании расположен детский сад. Два года назад из-за короткого замыкания детей уже эвакуировали из помещений. Но денег на ремонт почему-то до сих пор не нашлось.

Очередное обращение жители села разместили на странице в соцсети врио ярославского губернатора Михаила Евраева, приложив фото и видео школы. На кадрах – облупившиеся стены и потолки, огромные подтёки, осыпающаяся штукатурка…

«У нас просьба помочь в ремонте кровли нашей школы! Мы к вам уже обращались, но, к сожалению, пока всё по-прежнему! А впереди осень и дожди!» – написала главе региона жительница села Наталья Мышенкова.

Сельчане надеются, что что-то обязательно изменится. Уже отреагировали районные власти, пообещав начать ремонт крыши…

Маленькая школа – большой шанс

На селе у детей есть доступ к учителю.

«Качество образования в сельских школах меняется в лучшую сторону, - считает Галина Клочкова, директор гимназии им. М.В. Ломоносова (Нижний Новгород). - Факт: победителями региональных и общероссийских олимпиад всё чаще становятся ребята именно из таких учебных заведений.

На мой взгляд, у сельских школ есть ощутимое преимущество перед городскими – малочисленность классов. Педагогическая практика показывает: чем меньше в классе детей, тем лучше идёт процесс обучения и коммуникация с учителем.

ЕГЭ многим детям из сельских школ даёт все шансы поступать в вузы наравне с городскими выпускниками. А возможностей хорошо учиться в дальнейшем, я думаю, у таких ребят больше.

И не надо думать, что в сельских школах сплошь возрастные педагоги! Там очень много действительно молодых осознанных, хороших специалистов. Например, педагог из нашей школы уехала преподавать в область. Судя по общению, человека всё устраивает. Более того, она признаётся, что получает большую отдачу от работы, поскольку любое новаторство учителя дети и, что немаловажно, родители воспринимают с особым энтузиазмом.

Что касается равных возможностей, то ЕГЭ многим детям из сельских школ даёт все шансы поступать в вузы наравне с городскими выпускниками. А возможностей хорошо учиться в дальнейшем, я думаю, у таких ребят больше. Опять же все годы обучения у них был доступ к учителю. Не к репетитору, который натаскивает ребёнка к ГИА или ЕГЭ, а именно к педагогу, с которым налажен контакт. Я считаю, в этом подходе тоже заложен успех».

Что меняют власти?

  • Объективно для сельских школ во многих регионах делается немало, другое дело, что всех проблем сразу не решишь.
  • В 2022 году в Нижегородской области начнётся строительство новых школ в Дзержинске, Арзамасе, Городце, Павлове, Семёнове, Кстове, Выксе, на Бору, в Краснобаковском, Воскресенском, Кстовском, Воротынском районах.
  • В 2020 году 56 педагогов сельских школ поучаствовали в госпрограмме «Улучшение жилищных условий специалистов». В 2021 году восемь педагогов отправились в сельские школы Нижегородской области по программе «Земский учитель».
  • Планируется, что до 2023 года в 452 сельских школах региона по нацпроекту «Образование» откроются образовательные центры «Точка роста».
  • За пять лет в Нижегородской области закупили почти 500 автобусов для перевозки детей, в том числе 137 – в 2021 году. Потребность в автобусах на 2022 год – 70 единиц.
  • А в Ярославской области в 2022 году выделили 30 млн руб. на модернизацию пищеблоков школьных столовых. Эти работы проведут в 33 из 374 школ региона.
  • В регионе закупили для села новые учебники – 267 тыс. экземпляров на 155 млн руб. Как рассказала директор департамента образования региона Ирина Лобода, сейчас книги доставляют в районы, а затем распределят по школьным библиотекам. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно