Примерное время чтения: 7 минут
166

«Ученики удивляют!» Нижегородский «Учитель года-2021» – о сопричастности

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 01/09/2021
Дети сейчас, как и во все времена, разные. И добрые, и романтичные.
Дети сейчас, как и во все времена, разные. И добрые, и романтичные. / Романов Кирилл / АиФ

Десятки тысяч школьников в год 800-летия Нижнего Новгорода вновь сели за парты.  Как воспитать в ребёнке чувство сопричастности к истории родного города и когда социальные сети помогают в учёбе, «АиФ-НН» рассказала «Учитель года-2021» в Нижнем Новгороде, преподаватель истории и обществознания Гимназии №2 Наталья СЕРГЕИЧЕВА.

Заглянуть в семью

Злата МЕДУШЕВСКАЯ, «АиФ-НН»: – Наталья Юрьевна, учитель – это призвание?

Наталья Сергеичева: – С одной стороны, это профессия, обладатель которой должен иметь определённые навыки. Но мой 33-летний опыт работы показывает: без призвания – никак.

Мой дед был директором и по совместительству учителем в сельской школе. Он умер через полгода после моего рождения. В деревню, где дедушка учительствовал, наша семья продолжала ездить как на дачу. Идёшь, бывало, и местные жители спрашивают: «Ты чья, девочка?» Родители велели говорить: «Константина Васильевича!» – так звали деда. И я удивлялась, с каким уважением и добром ко мне все относились, рассказывали, каким удивительным человеком был дедушка.

Потом поняла, что все, кого я встречала в этой деревне, были не просто соседями, а учениками моего деда. Тогда и запало в душу: учитель – особенный человек.

Школьные годы тоже для меня были прекрасными: хорошие педагоги, дружный класс. Так  появилось желание работать в школе.

– Если говорить об учительском авторитете, дети должны бояться или любить педагога?

– Так сложилось, что три года назад я перешла работать в новую школу, и весь мой годами наработанный авторитет у детей и родителей остался на старом месте. Пришлось всё начинать с нуля.

Я не за любовь или страх. Я всё же за профессионализм, за живой интерес к науке, которую преподаёшь, за широкий кругозор. Дети это чувствуют. При этом дистанция между учеником и педагогом должная быть, но в каждом конкретном случае разная.

– Есть мнение, что дистанция эта увеличивается. Раньше учителя знали не только про то, как ребёнок учится, но и как его семья живёт, бывали у ребят дома.

– Трудовая нагрузка и профессиональные требования к учителю растут год от года, обязанностей очень много. Некоторые не вникают в жизнь учеников после уроков не потому, что равнодушные, – просто некогда. Тем не менее есть моменты, когда замечаешь: с ребёнком что-то происходит. Если сейчас пройдёшь мимо, это будет предательством по отношению к нему.

Любая работа с людьми предполагает выстраивание отношений. Есть же учитель, а есть – урокодатель. Можно провести урок, заполнить журнал и забыть обо всём до следующего дня. Но класс – это не станок на заводе, его не выключишь, не накроешь чехлом. Это живой организм.

Кстати, дистанционное обучение во время пандемии в какой-то степени позволило педагогам «заглянуть» в семьи учеников, а родителям – лучше понять, кто и как учит их детей.

Ушли в Ночь музеев

– Как вы относитесь к довольно популярному сегодня утверждению: школа обязана давать знания, а воспитывать должны родители?

– Я сторонник того, что школа – очень важный период социализации ребёнка, её задача, поэтому я довольно критично отношусь к формату семейного обучения вместо школьного. Хороший педагог, как и мама с папой, всегда подскажет, как себя вести в коллективе или в какой-то жизненной ситуации.

Не скрою, у родителей иногда свой взгляд на нашу работу – надо искать компромисс, встречаться, общаться. Здесь очень помогают общие дела вне уроков. Помню, в одном из классов мы несколько лет все вместе ходили на Ночь музеев. Родители, дети и я так ждали всегда этой возможности неформального общения! Доверие семьи к школе, их взаимное уважение – залог учебных успехов ребёнка.

– Вы общаетесь с детьми и родителями в социальных сетях?

– Социальные сети – это отличный инструмент для взаимодействия ученика и педагога. Недавно на уроке обсуждали книгу нижегородского писателя Николая Свечина. Действие там происходит недалеко от нашей гимназии – на территории ярмарки. И ребятам так захотелось познакомиться с автором книги. Мы написали Николаю Свечину в социальных сетях, он, когда смог, пришёл к нам на урок и с удовольствием пообщался с детьми.

Бывает, именно в социальных сетях мы советуемся с ведущими учёными, экспертами в своих областях, когда пишем рефераты, проводим исследования. И они нашим школьникам отвечают! Учитель должен научить детей пользоваться огромными возможностями, которые им предлагает Интернет, и соцсети в том числе.

В школу с улыбкой

– Как учителю удаётся заинтересовать ученика своим предметом?

– За все годы работы только одна моя ученица профессионально стала заниматься историей – она археолог. Но я такой цели и не ставлю.

Не верю, что кто-то от рождения математик, а кто-то – гуманитарий, многое зависит от окружения. Но детям надо объяснить: физики и лирики не на разных планетах живут. Гуманитарные науки дают возможность развивать воображение, интуицию. Чтобы сделать открытие в точных науках, нужно уметь задавать вопросы, важна фантазия, ведь сначала появляется идея. и лишь потом она переводится на язык строгих формул.

Для меня история в школе – это не заучивание дат. На уроках истории дети развивают критическое мышление, учатся работать с разными, иногда неожиданными видами источников. Например, по художественному фильму «Иван Васильевич меняет профессию», конечно, нельзя изучать время Ивана Грозного, но это уникальный источник для знакомства школьников с эпохой застоя в СССР. В нём отразились ценности, проблемы, вкусы, бытовые привычки советских людей 1970-х. Ни один другой источник не позволяет так эмоционально прочувствовать и понять другое время.

– Современных школьников интересует история родного города, края?

– Рассказывая о том или ином историческом периоде, всегда стараюсь показать его влияние на наш город, область. Это создаёт некую сопричастность, делает события истории ближе, понятнее.

На уроке об окончании «холодной войны» показываю ученикам фотографию, на которой по главной улице прежде закрытого города Горького прогуливается премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Вдруг оказывается, что дед одного из учеников сопровождал «железную леди» во время этого визита, и в их семье есть и другие фотографии этой знаменательной прогулки. Вот так – хочешь удивить учеников, а они тебя удивляют ещё больше!

– Наталья Юрьевна, какие же они, современные школьники?

– Как и во все времена – разные. Говорят, что это поколение более реалистичное, ему не свойственна романтика, а я считаю, что это не так. И первая любовь, и первая дружба, и первое предательство… И дела добрые они хотят делать, и шалить. Конечно, дети сейчас больше учатся, темп жизни ускорился, тем не менее всё в этом мире повторяется…

Но это не значит, что в школе скучно работать! Знаете, я всегда на работу иду с улыбкой, обо всех проблемах и болячках там забываю. И День знаний – любимый праздник.

Досье
Наталья Сергеичева. Родилась в г. Горьком. В 1994 году закончила исторический факультет ННГУ им. Лобачевского, в 2017 году – магистратуру Высшей школы экономики «Информационные ресурсы исторической науки». Аспирант Московского городского педагогического университета. Учитель высшей категории.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно