Как не переборщить с заботой и любовью, чтобы не получить в итоге избалованного принца или принцессу вместо воспитанного ребёнка?
«Пуп земли»
Восьмилетний Миша из Нижнего Новгорода – любимец сразу трёх женщин. Мама Марина, бабушка Инна и прабабушка Маша в мальчике души не чают. Марина родила сына без мужа после случайного романа. Ребёнок появился на свет с целым букетом заболеваний, врачи его едва выходили. И потом Миша часто лежал в стационаре, и любящие его родственники пытались разнообразить больничные будни подарками…
С годами здоровье наладилось, но у мальчика осталось ощущение, что он пуп земли и ему всё позволено. Миша не знает слова «нет». Если он куда-то приходит, то не терпит соперничества ни со взрослыми, ни с детьми – всё внимание должно быть приковано только к его персоне. А вот хорошим манерам маленький принц не обучен.
«В свои восемь лет парень ругается матом, как сапожник, – рассказывает подруга семьи. – Взрослые для него – пустое место. Он может запросто мне сказать: «Что-то ты слишком жирная стала!» и начать ржать над своей грубостью. У матери такие выходки вызывают только слёзы умиления: мужик растёт. Но на мой взгляд, именно мужика с большим ремнём в жизни мальчишки и не хватает!»
Мама в таком поведении действительно проблемы не видит. Она много работает и проводит с Мишей только выходные дни. Чувство вины за это Марина компенсирует бесконечными подарками и крайне лояльным отношением к разным выходкам.
«Я тоже росла без отца, – вспоминает Марина. – Мать постоянно работала, но денег не хватало. В итоге не было у меня ни внимания, ни игрушек вдоволь. А вот у сына будет всё! Вниманием его обеспечивают бабушки, а подарками – я. Что касается поведения, границы дозволенного в каждой семье разные. Пусть посторонние за своими детьми следят. В нашем мальчике нас всё устраивает».
Бабушка закрывает глаза на избалованного Мишу по другой причине. Женщина уверена: врождённые заболевания мальчика ещё дадут о себе знать. Пусть ребёнок радуется каждой минуте своей жизни.
«Сколько раз на шаг от смерти ребёнок был, – вздыхает бабушка. – Я до сих пор каждое утро молюсь, чтобы этот день прошёл без проблем с его здоровьем. Врут всё врачи, что у Миши сейчас особых болячек нет. Ну до воспитания ли, когда не знаешь, что с ним завтра будет. Счастлив ребёнок, и ладно!»
Любовь с принципами
В семье Ефимовых придерживаются старой школы воспитания.
«И у меня, и у Аллы в семье всегда уважали старших, – говорит папа Олег. – Детям запрещалось вмешиваться в разговоры взрослых, без стука входить в комнату родителей, капризничать. Я бы охарактеризовал такое воспитание так: у нас не забалуешь. Стараемся придерживаться этого принципа и в отношении наших детей».
Олег и Алла зарабатывают хорошо, но не покупают детям дорогих игрушек и одежды. Например, младший сын донашивает вещи за страшим – так было принято раньше, и никто не страдал. По мнению родителей, проживут их сыновья без спутникового телевидения, дорогих гаджетов и компьютерных игр. Обходились же без всего этого добра дети в советские годы!
Любой фастфуд и прочие «вредности» у Ефимовых под строгим запретом. Если кто-то из детей не хочет маминых котлет с пюре, ответ у родителей один: значит, не голодный.
«Иногда дети, конечно, жалуются, что сверстникам дорогие мобильные телефоны покупают и фастфуд одноклассники едят чуть ли не каждый день, – рассказывает Алла. – Я в таких случаях всегда сыновьям говорю: «А почему вы должны быть как все?»
При всей строгости воспитания Ефимовы уверены: дети чувствуют их любовь. Она проявляется во внимании к детским проблемам, в поддержке полезных интересов сыновей – родители не жалеют ресурсов на спорт или занятия творчеством. Олег и Алла верят: любить – не значить баловать.
По неписанным правилам
Семейный психолог, директор центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Светлана Гринберг:
«Каждая семья пишет собственные правила игры. Когда вы вступаете в брак, то договариваетесь с партнёром, как жить дальше, как воспитывать совместных детей. Если родители смотрят на жизнь в одном направлении, то ребёнок растёт в любви и гармонии.
Но всё же чёткие нормы, как воспитывать детей, никто на самом деле не прописал: вы считаете, что надо так, а я – что по-другому… Здесь предстоит как-то найти компромисс с внешним миром. Думаю, нормы поведения в обществе должна установить социальные институты вроде детского сада или школы. Всё же человек, хочет он того или нет, живёт в коллективе.
Если ребёнок не выдаёт крайних тенденций, а хорошо вписывается в среду, значит, в его воспитании нет проблем. Когда возникают трудности в социализации, то, скорее всего, проблемы есть…»