Они улыбаются на вопросы об алкоголе - хит «Оторвёмся по-питерски» создал группе образ завсегдатаев питейных заведений, лишь иногда пишущих грустную музыку. На самом деле более яркого, стильного и оригинального коллектива, чем Billy’s Band, на российской сцене сейчас вряд ли найдёшь. В голове у них блюз, а сердце пульсирует джазом.
Оставьте городу колорит
Нижний для группы - не очередной пункт в гастрольном туре. Ребята говорят, что относятся к городу как к родственнику - ведь саксофонист группы Михаил Жидких родом из нашего города.
- Он нам постоянно о Нижнем рассказывает - о великолепном музыкальном училище, которое здесь закончил, оно сейчас в большом упадке и требует поддержки, - говорит Билли. - Здесь одна из лучших музыкальных школ в России.
Действительно, Нижний Новгород - это кузница кадров на всю страну. Мы любим Нижний как родственника, о котором у нас много хорошей информации. Когда я узнаю, что мы едем сюда, сразу возникает образ кремля, рек, автомобильного завода. Мне очень нравится двухэтажный город в историческом центре. Жалко, если лет через 200 всё это уйдёт. Это же колорит города. Пусть всё остальное уйдёт под землю. Нижний производит приятное впечатление! Он красивый!
Жизнь в такт музыке
А ещё нижегородская сцена позволяет показать Billy’s Band в полном объёме. В этот раз группа привезла фантастическую программу, концерт-перформанс «Блюз в голове». Изначально это было выступление, где песни чередовались с чатками, «болтушками» (от слова chat).
«Блюз в голове» - это ещё и сумасшедшие декорации, где игра музыкантов продолжается игрой теней, где Билли и ребята превращаются в кукол из папье-маше, где часы остановились и жизнь отсчитывают только такты музыки… Такую программу со всей палитрой музыкальных, технических, театральных средств нижегородская публика от Billy’s Band видит впервые. Мы всё-таки привыкли к их клубным концертам. До того «Блюз в голове» обкатывался только в Москве и Ростове.
- Наша задача - повысить качество шоу, чтобы человеку хотелось посмотреть его снова и снова. Принцип секты, - говорит Новик. - Всё-таки клубные концерты - это хорошо, но «Блюз в голове» мы наработали к сегодняшнему дню. Сидячий зал формирует большую ответственность - слышен каждый шорох, слово. Всё внимание приковано к тебе. Нас это развивает прежде всего как актёров.
Конечно, у перформанса нет единой ноты, единого настроения. «Блюз» дарит разнообразную палитру чувств.
- Два часа шоу, где одному человеку плохо, вряд ли привлекут публику. А нас же на сцене четверо, - улыбается Билли. - Хоть нас и воспринимают как создателей грустных песен. Я в этой связи всё время вспоминаю слова Мартина Гора, композитора Depeche Mode: Я пробовал писать весёлые песни, но такая попса получается». Легче купаться в миноре, а в мажоре то частушки получаются, то метросексуальная сентипоповая музыка. Русскому ближе грусть.
«Держите форточки открытыми»
В их сердце джаз, но это любовь с грустинкой. Билли сокрушается, что в России не умеют ценить эту музыку:
- Есть, конечно, узкий круг людей, которые слушают джаз, не знаю, любят ли его в душе, но заставляют себя ходить на джазовые фестивали. Это хороший знак. Но по сути джаз чужд российскому уху. Может быть, это оттого, что он был запущен в последние годы. Я не знаю ни одного джазового певца, который исполнял бы русскоязычную музыку. За исключением, может, Валерия Сюткина в конце его сольного проекта, но на нём слишком велик налёт московской эстрадности. Надо джаз возрождать - и мы приложим к этому руку.
Про жанр, в котором выступает группа, что только не говорят и не пишут. Сами ребята называют себя романтическим андеграундом. Я не могла не предложить Билли пофантазировать и не вернуться - хотя бы гипотетически - к истокам, в те отправные точки, когда зарождались чистые стили музыки.
- Какой бы стиль я выбрал? - размышляет солист «бэнда». - В любой музыке есть чудо. Любой талантливый музыкант, если ему поставить задачу, в любом стиле сыграет здорово. Гармония тре-звучий Римского-Корсакова гениальна, как и джаз. Даже в нелюбимом мною стиле русской народной музыки можно найти много ценного. Главное - освободить себя от заранее принятых решений и клише. Всегда держите все свои форточки открытыми и находите неожиданное даже в привычных вещах.
- Трудно представить, что в коммерческой попсе есть чудо.
- В некоторых вещах есть - к примеру, в «Тучах» «Иванушек». Или Юля Савичева. Нет-нет, да и проскочит строчка, которая таким резонансом внутри отзовётся - прощаешь всю коммерцию.
- В Алсу вы тоже обнаружили чудо? Почему вы перепели её «Зимний сон»?
- Ну, она мило выглядит. Это важно. На тот момент она была симпатичная, талантливая девушка с приятным голосом. Лёгкая. Мы и сами занимаемся развлечением публики. Это наша сфера. А то порой на некоторые концерты страшно выходить. Пришли люди за 50, ухоженные, причёсанные. Профессорский состав. Серьёзные ценители театра с дамами с декольте…
- Значит, большие залы с приличной публикой пугают? Клубы ближе?
- Да нет. У меня есть своя формула: из 10 концертов я бы сыграл 5 перформансов, 3 концерта в больших залах и 2 клубных, чтобы расслабиться и почувствовать себя легко после театральной нагрузки. Есть, конечно, мнение, что артисту должно быть тяжело. В некоторых театрах даже сцены расположены под углом в 15 градусов - якобы актёру должно быть тяжело. Конечно, мужчина любит уходить от ответственности - вот мы и отдыхаем в клубах (улыбается).
На рыбалку - в «тройке»
Билли - не профессиональный музыкант. По образованию он врач. Музыкант признаётся, что пошёл в эту сферу по остаточному принципу - от технических специальностей далёк, к гуманитарным не близок. Медицина манила как «ни то ни сё, но очень интересно».
- Медицина - зал ожидания. Главное - чтобы врач не «стартанул» во время приёма. Зато не знаю ни одного случая, когда музыкант стал кардиохирургом. Музыка - это щель, куда задувает много всякого. Единственный человек с профильным образованием в нашей команде - Миша Жидких. Остальные играют интуитивно.
За 10 лет ребята перепробовали все способы творчества. Сейчас любят перекидываться музыкой по Сети или устраивать репетицию по скайпу, не тратя энергию на переезды.
Зато Билли точно не лень выходить из дома на рыбалку на любимый мост Белинского в Питере. В «тройке», в кепке, как Ленин. Лещ здесь чистый, ладожский.
- Здесь всё в совокупности: в пяти минутах от дома, исторический центр Петербурга, классицизм, барокко, модерн, неомодерн, коструктивизм, соцреализм - всё как на ладони. И рыба под рукой. Все звёзды выстраиваются в парад планет.
В этом весь он - Билли Новик, яркий, непредсказуемый, талантливый, загадочный голубоглазый творец 35 лет, в чьих жилах течёт алкоджаз.
Досье
Billy’s Band – это Билли Новик (контрабас, вокал, пианино), Андрей Рыжик Резников (гитары, оркестровые тарелки, вой), Антон Матезиус (баян, перкуссия, вой), Михаил Жидких (cаксофон, пианино, том, перкуссия).
Группа стала самым ярким открытием легендарного фестиваля «Нашествие-2003». Их первая программа состояла в основном из кавер-версий песен Тома Уэйтса, она органично сменилась собственными композициями, театральными проектами и концертными перформансами. Их «романтический джаз» создал группе практически культовый статус у слушателей Питера и Москвы, Европы и Северной Америки.
Кстати
По-настоящему группа почувствовала себя безумно популярной на знаменитом североамериканском джазовом фестивале в Монреале. За более чем 30-летнюю историю фестиваля они оказались первыми, кто исполнял перед семитысячной толпой песни собственного сочинения на своём родном языке. По продажам своих дисков на фестивале ребята вышли на первое место, и почти каждый прохожий кричал: «Эй, Билли! Это было великолепное шоу».