Нижегородский волжский порт в начале XX века целых два года был единственным действующим портом России. Именно тогда и создали легендарную Волжскую военную флотилию. Волга дала нижегородскому краю войти в историю ещё и как колыбели советской военной армады.
Решили судьбу революции
«Волжская военная флотилия появилась в 1918 году. Тогда её по праву можно было называть нашей, нижегородской, потому что, если можно так сказать, на неё работал весь город. Именно тогда, в 1918-1920 гг., волжский порт в Нижнем Новгороде был единственным действующим портом страны, - говорит кандидат философских наук Владимир Прончатов, автор публикаций об истории флотилии. - Порт в Мурманске был занят англичанами, во Владивостоке - японцами, Черноморский «держала» белая армия, с Балтики красных выгнали. Ленин в это время говорил, что именно на Восточном фронте решается судьба революции. Потеря волжского порта в Нижнем Новгороде означала крах. Именно поэтому революционная власть гнала в Нижний всё, что только было у молодого государства».
Владимир Прончатов рассказал, что в Нижний эшелонами отправляли моряков Балтийского и Черноморского флотов. Вместе с ними по железной дороге в наш город шли станки санкт-петербургских судостроительных заводов. Чтобы всё это сразу наладить и начать производство военных кораблей, в город ехали инженеры и рабочие.
Знаковая личность - известный русский кораблестроитель, впервые в России применивший секционный метод постройки подводных лодок, Николай Кутейников тоже прибыл в Нижний Новгород. По сути, это положило начало военному судостроению в городе. Оборудование из Санкт-Петербурга разместили на Сормовском заводе, который до этого строил только гражданские суда. Кутейников и другие питерские инженеры заложили здесь фундамент нового военного производства.
Волжская военная флотилия насчитывала сотни судов, подводные лодки, бронепоезда и самолёты. Это была настоящая военная армада, жившая по своим законам.
«Самолёты в Нижний шли тоже по железной дороге. Самолёты надо ремонтировать, поэтому в нашем городе появился завод «Ремвоздух», - говорит Владимир Прончатов. Кстати, именно на этом заводе слесарем работал будущий ас авиации Валерий Чкалов, именно здесь в Канавине он впервые поднял в воздух самолёт».
«Колбасный вопрос»
Из-за того, что новая власть сделала большую ставку на эту флотилию, её моряки были на особом положении. Первые годы революции - это не только неразбериха во многих сферах жизни. Это ещё и бедность, а во многих населённых пунктах и голод.
«Именно поэтому у Волжской военной флотилии было своё коровье стадо в 400 голов. Стадо - это молоко и мясо. Из мяса для моряков делали колбасу. Нижегородские власти не раз поднимали «колбасный вопрос», предлагая морякам Волжской флотилии поделиться деликатесом с городом. Но моряки делиться не хотели, - говорит Владимир Прончатов. - Вслед за флотилией в Нижний приехали лучшие театры страны. Здесь в здании, где сейчас располагается Нижегородский театр кукол, пела знаменитая оперная певица Антонина Нежданова. Нижегородские газеты писали тогда, что на спектакли и концерты не может попасть никто, кроме моряков и их дам».

«Госпиталь был развёрнут в Сергиевском переулке, в помощь нижегородским медикам сюда прислали врачей из Москвы и Санкт-Петербурга, - говорит Владимир Прончатов. - На больничных койках здесь были не только моряки. Чтобы было ясно, как трепетно относились в то время к Волжской флотилии, приведу пример: во время праздников всем пациентам госпиталя давали перловку, а морякам - макароны с мясом».
Как «Финн» «Героем» стал
Корабли Волжской военной флотилии отважно воевали и в Гражданскую войну, и в Великую Отечественную. Во время Сталинградской битвы в ноябре 1943 года корабли флотилии доставляли на передовую боеприпасы, солдат и офицеров, увозили раненых. Зима в 1943-м была суровой, Волга покрылась толстым льдом. Ледоколов во флотилии не было, вместо них использовали колёсные корабли, которые хотя и не были приспособлены для этого, но разбивали колёсами лёд и шли по намеченному курсу.
От той легендарной Волжской военной флотилии до нашего времени сохранился катер «Герой». Сейчас он стоит на постаменте на берегу Волги у Чкаловской лестницы.
«Изначально это судно носило имя «Финн», его построили здесь, в Нижнем, но это был не военный корабль, а гражданский, - говорит Владимир Прончатов. - В 1918 году на него поставили боевые орудия и дали судну новое имя.
Кстати, во флотилии были не только боевые корабли. Судно «Красная звезда» было пропагандистским, на нём плавала целая театральная труппа, лекторы. На «Красной звезде» бывали такие известные революционеры, как Надежда Крупская, Вячеслав Молотов. Это судно подходило к причалам волжских городов, и начиналась агитация за революционные идеи».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть