Близится День знаний – праздник для всех школьников, и в мегаполисе, и в далёком маленьком селе. Ведь право на образование не зависит от места жительства ребёнка. Как себя чувствуют сегодня школы в глубинке? Есть ли там ресурсы, чтобы разглядеть и вырастить будущих самородков – Ломоносовых наших дней – или просто достойных людей?
Нет завода – пусто в классе
Ново-Деревенская школа в Рязанской области необычная – состоит из трёх отдельно стоящих зданий. Все три строились не для школы, но жизнь так повернулась, что теперь там учатся дети.
К счастью, помещения во вполне пригодном состоянии – небольшой ремонт делают постоянно. Одна проблема: 1 сентября 2022 года за парты сельской школы сядут всего 30 детей. Их, увы, всё меньше с каждым годом.
Раньше рядом работал завод, где трудились местные жители, и в школе учились 66 человек. Но предприятие закрылось, другой работы в деревне нет, люди стали уезжать. Учеников теперь меньше в два с лишним раза.
Но директор школы Татьяна Ахмедова старается сохранять оптимизм. Рассказывает о новой 16-местной «Газели», которая возит ребят в школу, с гордостью отзывается об учителях. Говорит, все вакансии в коллективе заняты, на последнюю свободную ставку недавно пришла учитель начальных классов. Правда, педагоги немолоды – не хочет молодёжь работать в деревне…
«Но мы справляемся. И всё у нас будет хорошо, я уверена», – на мажорной ноте заканчивает беседу Татьяна Ахмедова.
Давайте без комплексов
А вот жители деревень Прокошево и Подлесово в Нижегородской области говорят о будущем их школ не так уверенно. В июне они узнали, что учебные заведения могут объединить. Это будет называться комплексом малокомплектных школ. По задумке чиновников, перемены позволят решить вопрос с оптимальным наполнением классов и перераспределить кадровые ресурсы.
Однако родители учеников категорически против.
«Неужели наши дети будут передвигаться на школьных автобусах за десятки километров по «убитым» дорогам и в мороз, и в дождь до Подлесова и Запрудного, чтобы получить образование? – возмущён житель деревни Прокошево Александр Россейкин. – Меня и других родителей эта ситуация не устраивает».
В июле на общешкольном родительском собрании начальник департамента образования Кстовского района Александр Долгих заверил: если родители против, реорганизации и объединения школ не будет. Мамы и папы действительно голосовали против объединения школ и зафиксировали решение в протоколе собрания.
Прислушаются ли к ним, пока непонятно, с сомнением говорит Александр Россейкин. В администрации Кстовского района «АиФ-НН» сообщили, что решение о создании комплекса малокомплектных школ будут принимать не раньше II квартала 2023 года. 1 сентября 2022 года дети точно сядут за парты в своих школах. Вот только надолго ли?
А жители деревни Прокошево уверены: если «модернизация» состоится, от решений взрослых в первую очередь пострадают дети. «Следующий шаг – больница, а потом детский сад, обоснуют всё низкой рождаемостью. И что нас ждёт?» – негодуют сельчане в социальных сетях.
Крыша течёт, в автобусе холодно
Образовательные учреждения есть далеко не во всех сёлах и деревнях Владимирской области.
Поэтому весь учебный год тысячам ребят нужно каждый день преодолевать длинный путь к знаниям. Ездить приходится в районные центры и крупные сёла, где школы работают. И здесь всплывает очередная проблема – специализированный транспорт.
По данным на начало 2022 года, в регионе потребность в автобусах испытывают почти 10 тыс. учеников сельских школ. Чтобы ребята могли попасть за парты, на маршруты выезжают около 300 транспортных средств. Состояние многих из них – не самое лучшее.
«В прошлом году сын сильно заболел, застудился в школьном автобусе, – пишет жительница Гусь-Хрустального района Елена Сидорова. – Детей возят на старом железном «корыте». Обещают, что скоро купят новый автобус, но пока имеем то, что имеем».
А жители села Спас-Виталий, что в 30 км от Ярославля, несколько лет добиваются ремонта кровли в местной школе. В том же здании расположен детский сад. Два года назад из-за короткого замыкания детей уже эвакуировали из помещений. Но денег на ремонт почему-то до сих пор не нашлось.
Очередное обращение жители села разместили на странице в соцсети врио ярославского губернатора Михаила Евраева, приложив фото и видео школы. На кадрах – облупившиеся стены и потолки, огромные подтёки, осыпающаяся штукатурка…
«У нас просьба помочь в ремонте кровли нашей школы! Мы к вам уже обращались, но, к сожалению, пока всё по-прежнему! А впереди осень и дожди!» – написала главе региона жительница села Наталья Мышенкова.
Сельчане надеются, что что-то обязательно изменится. Уже отреагировали районные власти, пообещав начать ремонт крыши…
Маленькая школа – большой шанс
На селе у детей есть доступ к учителю.
«Качество образования в сельских школах меняется в лучшую сторону, - считает Галина Клочкова, директор гимназии им. М.В. Ломоносова (Нижний Новгород). - Факт: победителями региональных и общероссийских олимпиад всё чаще становятся ребята именно из таких учебных заведений.
На мой взгляд, у сельских школ есть ощутимое преимущество перед городскими – малочисленность классов. Педагогическая практика показывает: чем меньше в классе детей, тем лучше идёт процесс обучения и коммуникация с учителем.
ЕГЭ многим детям из сельских школ даёт все шансы поступать в вузы наравне с городскими выпускниками. А возможностей хорошо учиться в дальнейшем, я думаю, у таких ребят больше.
И не надо думать, что в сельских школах сплошь возрастные педагоги! Там очень много действительно молодых осознанных, хороших специалистов. Например, педагог из нашей школы уехала преподавать в область. Судя по общению, человека всё устраивает. Более того, она признаётся, что получает большую отдачу от работы, поскольку любое новаторство учителя дети и, что немаловажно, родители воспринимают с особым энтузиазмом.
Что касается равных возможностей, то ЕГЭ многим детям из сельских школ даёт все шансы поступать в вузы наравне с городскими выпускниками. А возможностей хорошо учиться в дальнейшем, я думаю, у таких ребят больше. Опять же все годы обучения у них был доступ к учителю. Не к репетитору, который натаскивает ребёнка к ГИА или ЕГЭ, а именно к педагогу, с которым налажен контакт. Я считаю, в этом подходе тоже заложен успех».
Что меняют власти?
- Объективно для сельских школ во многих регионах делается немало, другое дело, что всех проблем сразу не решишь.
- В 2022 году в Нижегородской области начнётся строительство новых школ в Дзержинске, Арзамасе, Городце, Павлове, Семёнове, Кстове, Выксе, на Бору, в Краснобаковском, Воскресенском, Кстовском, Воротынском районах.
- В 2020 году 56 педагогов сельских школ поучаствовали в госпрограмме «Улучшение жилищных условий специалистов». В 2021 году восемь педагогов отправились в сельские школы Нижегородской области по программе «Земский учитель».
- Планируется, что до 2023 года в 452 сельских школах региона по нацпроекту «Образование» откроются образовательные центры «Точка роста».
- За пять лет в Нижегородской области закупили почти 500 автобусов для перевозки детей, в том числе 137 – в 2021 году. Потребность в автобусах на 2022 год – 70 единиц.
- А в Ярославской области в 2022 году выделили 30 млн руб. на модернизацию пищеблоков школьных столовых. Эти работы проведут в 33 из 374 школ региона.
- В регионе закупили для села новые учебники – 267 тыс. экземпляров на 155 млн руб. Как рассказала директор департамента образования региона Ирина Лобода, сейчас книги доставляют в районы, а затем распределят по школьным библиотекам.

Дополнить личность. Как ребёнку стать счастливым, познавая мир?
Завтрак без сахара, обед без мяса? Скажется ли рост цен на питании детей
Урок милосердия. Школьники подарили учителю шанс на спасение