Взрослые всегда хотят, чтобы дети были лучше, чем они. Отсюда и стремление с ранних лет всячески развивать сына или дочь.
Всегда ли занятия в кружках по интересам – обязательная часть будущей профессии? Почему опыты прививают любовь к науке? Об этом «АиФ-НН» узнал у директора Дома научной коллаборации (ДНК) имени П. К. Анохина в Нижнем Новгороде Марины Пискунова.
Мама порадовалась – тоже успех
– Марина Сергеевна, на ваш взгляд, с какого возраста ребёнку можно начинать дополнительное образование?
– У меня на этот счёт есть мнение и как у педагога, и как у мамы. В моём понимании, ребёнок от всех инициатив родителей должен быть счастливым.
Что это значит? Ему интересно играть, познавать мир, заниматься творчеством, выражать свои мысли. В этом плане домашняя среда, социум того же детского сада не всегда поможет реализовать запросы. Сын или дочь может хотеть чего-то большего.
Здесь не стоит забывать, что счастливый ребёнок обязательно должен получать удовольствие от того, чем занимается, и быть успешным в этом процессе. Но понятия счастья и успеха на разном этапе и для разных людей разные. Одному надо выиграть городскую олимпиаду по математике. А другому важно сделать дома модель танка. И если мама порадовалась – тоже успех.
Когда родители могут дать развитие, мотивацию, ощущение счастья от познания нового в домашних условиях, это хорошо. Главное – чувствовать, что нужно вашему ребёнку.
– Всегда ли дополнительное образование должно быть связано с будущей профессией?
– На мой взгляд, сейчас задача дополнительного образования – позволить ребёнку выбрать направления для развития не по конкретным специальностям, а в более широком плане. Конечно, если маленький человек выбирает областью своих интересов робототехнику, химию или биологию, у него должны быть определённые знания и умения по этим предметам. Но даже изучая конкретную область знаний, можно создать себе дополнительный ресурс профессионального мастерства: навык работы в коллективе над конкретным проектом, умение самостоятельно работать с литературой, способность к самоорганизации, коммуникации с социумом, критической оценке своей деятельности. Это тоже важные задачи.
Самый беспроигрышный способ обрести себя в профессии – заниматься тем, что нравится.
Сейчас роль первичного профессионального самоопределения в современном обществе, конечно, возросла. В старших классах ребёнок уже должен выбрать точный профиль обучения, а подготовиться к этому выбору – вообще классе в пятом. Надо объяснять детям, какой мир профессий существует, кто чем занимается.
К сожалению, наши дети не всегда об этом информированы и особенно не готовы к конкуренции при трудоустройстве. Они считают: выучусь на врача, сяду в кабинет и буду деньги получать. А то, что имя надо заработать, много для этого практиковаться, некоторые не задумываются.
Наш Дом научной коллаборации появился благодаря федеральному проекту «Успех каждого ребёнка» – это часть национального проекта «Образование». По сути, это первый центр допобразования медико-биологической направленности и в нашем регионе, и в стране. Конечно, вуз, на базе которого ДНК работает, заинтересован, чтобы воспитанники центра становились студентами-медиками...
Нестандартный урок
– Важно, чтобы дополнительное образование было более персонифицировано, чем школьное?
– Думаю, да. Например, в нашем центре ребёнок может сказать педагогу, что какие-то моменты в программе ему уже знакомы, и учитель предложит ему изучать что-то другое. Или у нас ребята занимаются группами, и знающий ребёнок может стать наставником для детей, которые чего-то ещё не знают.
Не нужно всем непременно становиться врачами или биологами. Главное – развить у ребёнка интерес к жизни, творческие способности, способность к самопознанию и самореализации. Проще говоря, дополнительное образование должно помогать многогранному развитию личности.
– Надо ли центрам дополнительного образования контактировать со школами – обмениваться опытом, вести совместные занятия?
– Сейчас мы налаживаем сетевое взаимодействие с нижегородскими школами в формате дополнительных уроков, причём уроков, которые нужны школе, но возможности их организовать самостоятельно у учебного заведения нет. Например, практические и лабораторные работы. У нас есть современное высокотехнологичное оборудование, которого в большинстве школ города нет.
Да и детям всегда интересно вырваться из школьных стен. Для них это уже нестандартный урок – здесь другая обстановка, другой педагог. Потом у многих теория не идёт, а вот когда начинается практика, появляется настоящая увлечённость предметом. Считаю, что такой формат взаимодействия будет интересен и школам.
Бесплатно – значит хорошо?
– Образование в ДНК бесплатное. Есть мнение, что родители и дети из-за этого порой менее серьёзно относятся к дополнительным занятиям. Так ли это?
– В плане самодисциплины при посещении бесплатных дополнительных занятий у детей возникают сложности. В школе ребята работают на результат – оценку. Здесь никто твоих умений не оценивает – их развивают. Посещение свободное, никто не принуждает.
Что касается безвозмездности занятий, представьте: пришёл ребёнок из школы и устал. Сначала он самому себе доказывает, что устал, потом и родителям пытается эту мысль внушить. Мама с папой думают: пусть одно занятие пропустит, ничего страшного. Между тем на этом уроке давали информацию, необходимую для дальнейшего обучения. Естественно, когда родители платят за занятия, они на детские провокации вестись не будут.
Но я уверена: когда детям интересно то, чем они занимаются, кроме школы, они обязательно будут ходить на дополнительные занятия, платите вы за это или нет. Здесь вопрос в правильности выбора направлений дополнительного развития ребёнка.
Потом, дополнительные занятия – не школа. Всё равно это смена деятельности. По своему опыту знаю, что для некоторых детей это отдых.
Ещё детей мотивирует на занятия возможность продемонстрировать плоды своей проектной деятельности широкой публике, в том числе родителям. У нас защита проектов планируется в формате конференций.
– Вы занимаетесь и повышением квалификации педагогов. Что должен уметь современный преподаватель, чтобы его предмет был интересен детям?
– Компетенции XXI века для педагога укладываются в четыре составляющих: критическое мышление, коммуникабельность, креативность и кооперативность (сотрудничество). Это и цифровая, и информационная грамотность, способность видеть и решать проблемы, по-новому преподносить материал, формировать эффективные командные отношения внутри ученического коллектива. Когда мы в классе не просто посидели-поговорили – мы достигли неких совместных результатов.
Современный педагог должен быть психологом, уметь сказать нужные слова в нужное время. Иногда надо встать на одну линию с учеником, чтобы лучше его понять. И ничего зазорного в этом нет…
Досье
Марина ПИСКУНОВА. В 1997 году окончила ННГУ им. Н.И. Лобачевского по специальности «химия». Кандидат химических наук. С 2000 года – доцент кафедры общей химии «Приволжского исследовательского медицинского университета». С 2019 года – директор Дома научной коллаборации (ДНК) им. П.К. Анохина в Нижнем Новгороде.