Примерное время чтения: 6 минут
461

Знаменитой полуторке – четверть века. История успеха легендарной «ГАЗели»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 24/07/2019

Всего с конвейера Горьковского автомобильного завода за эти десятилетия сошло больше 2,2 млн лёгких коммерческих грузовиков. 

Скорая помощь для новой России

Первая половина 1990-х годов ассоциируется  с чем угодно,  только не с успехами в развитии машиностроения. Однако именно в эти годы появился автомобиль, который  вытащил на своих плечах грузовые и пассажирские перевозки и стал на десятилетия движущей силой отечественного малого и среднего бизнеса. Старые советские автобусы ломались и сходили с маршрутов, старые советские грузовики были слишком тяжёлыми, а их топливные аппетиты не вписывались ни в какие капиталистические расчёты. Именно тогда на выручку предпринимателям и горожанам пришли частные пассажирские «ГАЗели». Они же повезли сельских детей в школу. Ими комплектовали парк службы «Скорой помощи». Они каждое утро доставляли и доставляют в магазины свежий хлеб и другие продукты.

Сейчас среди автомобилей знаменитого семейства – и высокотехнологичные реанимобили, и мобильные офисы крупных компаний, и автономные фудтраки на модных гастрономических фестивалях, передвижные бани, молоковозы, самосвалы и морозильники.

Словом, современная полуторка – основная «рабочая лошадка» для экономики огромной страны. Ей нипочём и наш  крайне переменчивый климат, и разное качество российских дорог – от гладких, как в Европе, федеральных трасс до грунтовки, на которой разваливаются иномарки.

Можно сказать, на знаменитых теперь грузовичках и микроавтобусах отечественного производства Россия въехала в рынок в самом широком смысле этого слова. Оптимальная грузоподъёмность, маневренность, лёгкость перепланировки салона и установки специальных надстроек – всё это и многое другое стало для автомобиля слагаемыми успеха.

Смена поколений

Как рождалась будущая легенда? Три первых образца и комплект конструкторской документации были готовы в 1992-м, предсерийную линейку впервые показали в августе 1993 года на Московском международном Мотор-шоу. Массовое производство наладили в кратчайшие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера сошёл  первый бортовой грузовик. Старт производству дал тогдашний премьер-министр России Виктор Черномырдин – значение события было понятно сразу.

20 июля 1994 года с конвейера сошёл первый лёгкий коммерческий грузовик. За 25 лет их выпустили 2,2 млн.
20 июля 1994 года с конвейера сошёл первый лёгкий коммерческий грузовик. За 25 лет их выпустили 2,2 млн. Фото: Группа ГАЗ

Главный разработчик бортового грузовика ГАЗ-3302 В.Л. Четвериков сейчас руководит Объединённым инженерным центром компании, дизайн разработали С.В. Волков и В.И. Фузеев. А удачное «летящее» название, ставшее именем нарицательным, предложил В.Н. Носаков – заместитель главного конструктора автозавода. 

Безусловно, за 25 лет машина менялась по запросам времени и рынка. В июне 1995 года был собран первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996-м начался выпуск микроавтобусов.

В 2010 году семейство пополнила модернизированная модель с приставкой «БИЗНЕС» – получившая более двух сотен конструкторских и технологических изменений. Вскоре на автомобиль, кроме бензиновых, начали устанавливать дизельные и битопливные (газо-бензиновые) двигатели.

Крупнейшее событие в истории марки произошло в 2013 году: появилось новое поколение лёгких коммерческих автомобилей с приставкой NEXT, сочетающее современные технические решения, «легковую» управляемость и не уступающий европейским аналогам комфорт. При этом удалось сохранить всё, чем привлекала предпринимателей первая полуторка: практичность, функциональность, существенный ценовой отрыв от конкурентов, умеренную стоимость владения, конструкцию, приспособленную к разнообразной географии необъятной России. Неслучайно у новой модели теперь есть две, пожалуй, самые престижные российские автомобильные премии: «Лучший коммерческий автомобиль года в России» и «ТОП 5 Авто». Начав в 2013 году с бортового грузовика, в 2016-м завод освоил фургон NEXT, затем – микроавтобус, а в 2018 году появилась тяжёлая модификация этой модели (полной массой 4,6 т).

На этом нижегородская конструкторская мысль не останавливается. Завершила полный цикл испытаний и получила сертификаты электрическая «ГАЗель». Примета времени – на полигоне построен целый спецучасток под беспилотные автомобили. Тем более что первый российский беспилотник от ГАЗа участвовал в дебютных соревнованиях автоматизированных транспортных средств  «Робокросс» ещё в 2010 году…

«ГАЗель» на испытаниях.
«ГАЗель» на испытаниях. Фото: Группа ГАЗ

Даты

Путь «ГАЗели»

20 июля 1994 года – старт серийного производства полуторатонного грузовика.

29 июня 1995 года – с конвейера сошёл первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027.

16 января 1996 года – собран первый микроавтобус.

2003 год – проведён рестайлинг модельного ряда.

4 февраля 2010 года – старт серийного производства модернизированного автомобиля модели «БИЗНЕС» с улучшенными потребительскими характеристиками.

9 апреля 2013 года – начало выпуска автомобилей принципиально нового поколения  NEXT. 

27 октября 2015 года – приступили к выпуску цельнометаллического фургона поколения NEXT.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно