Примерное время чтения: 6 минут
448

Заповедник нижегородской старины. Что влечёт в музей на Щёлоковский хутор?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 08/12/2021
В музее, который пока до весны  на реконструкции, многие годы устраивают народные гулянья с играми и танцами.
В музее, который пока до весны на реконструкции, многие годы устраивают народные гулянья с играми и танцами. Архитектурно-этнографический музей-заповедник на Щелоковском хуторе

В черте Нижнего Новгорода, между четырьмя крупными улицами, есть настоящий лес с огромными деревьями, родниками и озёрами. Это Щёлоковский хутор.

Здесь такое разнообразие ландшафтов и видов, что хутор всегда наполнен людьми. Здесь гуляют и занимаются спортом в любое время года. Эти места любят туристы, натуралисты и экологи. Но главное – здесь располагается Архитектурно-этнографический музей-заповедник. Это место очень значимо для всех, кому дорог и интересен фольклор и история Нижегородского края.

От леса до музея

Считается, что местность, где сейчас располагается хутор, принадлежала нижегородскому полицмейстеру А. Е. Махотину. Он был участником и ветераном Отечественной войны 1812 года, а хутор основал уже в 50-е годы XIX века.

Через 20 лет хутор выкупил купец, специализировавшийся на торговле чаем, бакалейщик Щёлоков. Скорее всего, именно благодаря этому факту и закрепилось за хутором название, под которым мы знаем его сейчас.

Однако есть и иная версия происхождения названия. Например, краевед Дмитрий Смирнов писал, что хутор долгое время принадлежал толстовской колонии, во главе которой был статистик уездного земства Д. Ф. Щёлок. Возможно, именно эта фамилия, а не фамилия купца-чаеторговца, дала название нижегородскому «Щелчку».

Это место всегда было востребовано – здесь проходили тренировки многочисленных спортивных школ, зимой были проложены лыжные трассы, летом – беговые. Но особое значение этим местам принёс музей, появившийся здесь чуть больше чем через сто лет со времени основания хутора.

Музейный комплекс был образован в 1960-е годы – решение о его создании приняли в 1958 году, эскиз и генеральный план музея разработали архитектор-реставратор С. Л. Агафонов и искусствовед М. П. Званцев. Правда, нам остаётся только догадываться, каким был этот проект, потому что он так и остался нереализованным.

Музей открылся только 3 июня 1973 года в планировке, разработанной архитектором Ю. Г. Самойловым, и назывался он Музеем архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья. Он был частью Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Здесь  планировали демонстрировать древние памятники деревянного зодчества и народного быта. Кстати, любопытный факт: 27 лет, с 1975 по 2002 год,  музеем на Щёлоковском хуторе руководила Фаина Анфимовна Кормухина, мать известной певицы Ольги Кормухиной.

Музейная работа предполагала множество этнографических экспедиций, которые проводились вместе с Горьковским инженерно-строительным институтом. Именно благодаря им и был собран уникальный материал по этнографии и деревянному зодчеству Нижегородского края.

Будни и праздники

С 1 января 2014 года музей приобрёл самостоятельность и стал называться архитектурно-этнографическим музеем-заповедником «Щёлоковский хутор». Сейчас он занимает 36 гектаров уникального леса, который сам по себе уже  памятник природы. Оказавшись здесь, словно попадаешь в совершенно сказочный мир. Жилые избы, овины, амбары, мельницы, церкви – всего 14 деревянных памятников архитектуры.

Они привезены со всех концов Нижегородской области и охватывают временной промежуток с XVII по XX век. Изба Обухова, колодец, одна из мельниц и Покровская церковь были построены и до перемещения в музей находились в Городецком районе. Изба Салтыкова, Дом Павловой и водяная мельница приехали из Ковернинского района. Дом Пашковой, верховой овин и амбары были найдены в разных сёлах Семёновского района, ямным овином пользовались крестьяне Уренского района, в деревянную Покровскую церковь ходили жители села Старые Ключища Кстовского района.

А один из самых известных экспонатов – дом титулярной советницы А. А. Клочковой построен в 1837–1838 гг. по проекту первого нижегородского городового архитектора Георга Кизеветтера и находился прямо в центре Нижнего Новгорода на улице Варварской. В одном пространстве собралось прошлое всей Нижегородчины.

Собственно, так и задумывали музей – хотели, чтобы здесь были представлены памятники архитектуры из разных зон губернии: Северной, Срединной, Поволжской и Южной зоны, поскольку каждая из них имеет отличительные особенности и в застройке поселений, и в конструктивных решениях построек. В музее заботливо берегут каждый архитектурный элемент, каждое украшение в убранстве, собирают и воссоздают старинные интерьеры с подлинными предметами крестьянского быта.

Фольклорные праздники  здесь получаются яркими.
Фольклорные праздники здесь получаются яркими. Фото: Архитектурно-этнографический музей-заповедник на Щелоковском хуторе

Неудивительно, что в эти места влечёт всех любителей нижегородской старины. Историки, этнографы, фольклористы, музыканты, реконструкторы, экологи – постоянные посетители музея. Здесь с удовольствием проводят время дети – где ещё можно покататься на старинных качелях, сделанных из бревна, или погулять возле старинной мельницы?

За время существования музея на его территории снимались несколько фильмов. Разумеется, не полностью – отдельные эпизоды, но и это впечатляет: «Вишнёвый омут», «Жизнь Клима Самгина», «Сибирский цирюльник», «Дети Арбата».

Экскурсия неотъемлемая часть любого музея, но такой музейный комплекс не может ограничиваться простыми экскурсиями, какими бы разнообразными они ни были. Подобное пространство требует большего.

Это не просто собрание статичных экспонатов – все они продолжают жить и наполнять жизнью приходящих сюда. Здесь всегда ведётся обширная исследовательская работа, к которой привлекается молодёжь, школьники и студенты. Вряд ли в Нижегородской области есть ещё одно такое место, где можно узнать столько о крестьянском быте.

На территории музея устраивают общегородские празднества по случаю Рождества и Масленицы с народными гуляньями, играми и танцами. При музее собирается клуб исторической реконструкции, есть фольклористы, которые собирают песни, гадания и обряды. Благодаря им праздники получаются невероятно яркими.

Иногда на территории музея проходят свадьбы – по старинному обряду, когда невесте расплетают косы, поют над ней песни плакальщиц, а жениху предлагают пройти старинные испытания, чтобы выкупить невесту. Уникальная обстановка обеспечивает связь прошлого, настоящего и будущего.

Сейчас музей находится на реконструкции, которая продлится до весны. Но для его поклонников в музейной группе «Вконтакте» выкладывают хроники реставрационных работ, чтобы нижегородцы не забывали об этом уникальном месте и с нетерпением ждали новых встреч с ним.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно