Год от года мы всё реже соприкасаемся с природой один на один. А наши дети всё чаще видят живой мир родного края только на экранах гаджетов.
Каким вечным ценностям можно научить подрастающее поколение в простом походе и почему настоящий педагог должен уметь квакать, «АиФ-НН» узнал у биолога, кандидата химических наук Сергея Шустова.
Иволга краше попугая
Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Сергей Борисович, предел мечтаний большинства нижегородцев – вместе с детьми увидеть экзотические страны. Чем их может удивить до боли знакомая природа средней полосы?
Сергей Шустов: – Я считаю, по своей природе практически каждый из нас – «человек-скиталец». Но жизнь в современном мегаполисе устроена так, что ты постепенно превращаешься в сидящего человека. Даже на отдыхе первоочередным становится комфорт, а не природа, какая бы красивая и экзотическая она не была. Особенно эта тенденция касается детей.
Природа средней полосы России способна раскрыться во всей красе, когда рядом с ребёнком есть опытный наставник, посредник между ним и окружающей, порой некомфортной с бытовой точки зрения, средой. Проще говоря, надо переакцентировать внимание с огромных комаров на нечто удивительное.
Например, иволга. Самцы этой птицы довольно крупные, необычайно красивого жёлтого цвета, как попугаи. Они живут высоко в берёзах, очень пугливые, к людям не вылетают.
Но если встать около дерева и изобразить крик самца иволги, то настоящий правообладатель этой территории вылетит выяснить, кто и зачем пришёл на неё. Дети в восторге, когда прямо на них летит шикарный «попугай». Они не знали, что у нас водятся такие красивые птицы.
А какие в средней полосе России болота! А насекомые, о которых городской житель тоже представления не имеет. Достаточно ребёнку показать, как голубая орденская лента (вид крупной ночной бабочки. – Ред.) вокруг лампы летает, рассмотреть её поближе, и всё – восторг! В Нижегородской области и орхидеи растут. Чудес масса!
Уверен: настоящий патриотизм начинается с любви к родной природе. В городе патриотом быть сложно, пыл быстро охладит пара-тройка цивилизационных кризисов, вроде отключения воды или света.
Уже 16 лет в Нижегородской области существует полевой биостационар «Серёжа», идейным вдохновителем и основателем которого я стал. Он находится на границе с заказником «Пустынский» — это особо охраняемая зона регионального значения, сформированная ещё в 30-х годах прошлого века в Арзамасском районе.
Полевой биостационар – не детский лагерь. Это учебно-исследовательская база. Большую часть дня мы проводим на природе. Бывает, по 35 километров в день проходим, изучая окрестности. Когда ребёнок напитывается впечатлениями, ему становится интересно изучить, как устроен окружающий мир. Например, почему летучие мыши 22 часа в сутки спят и всего два – бодрствуют.
– Вы иллюстрировали Красную книгу Нижегородской области. Знаю, что и своих подопечных просите в экспедициях делать зарисовки интересных растений и насекомых, которые встречаются на их пути. Зачем, сейчас в каждом телефоне есть камера с эффектом макросъёмки?
– Гаджет – это кнопка: нажал – забыл. Из практики знаю, что дети привозят из экспедиции сотни кадров и даже не пересматривают их потом.
А вот собственные беглые зарисовки в блокнотах бывают очень ценны. Это труд, твоё осмысление впечатлений, умение схватить главное.
Порвали пуповину
– Многие специалисты говорят, что сейчас даже не дети трудные, а, скорее, их родители. Они чрезмерно требовательны, тревожны. Как находите общий язык с мамами и папами воспитанников?
– Вообще моя позиция: рядом с мамой человеком не станешь. Для многих современных родителей ребёнок – царь и бог. Эта вседозволенность до добра не доводит, особенно в подростковом возрасте.
И здесь природа даёт нам уникальный педагогический шанс. Трудности, которые приходится преодолевать, находясь в контакте с ней, – естественные. Ничего не надо придумывать. Ребёнок в походе учится дисциплине, находчивости, самостоятельности, становится более коммуникабельным, общаясь с коллективом единомышленников.
Они даже взрослых по-другому воспринимать начинают. Одно дело учитель у доски стоит и чего-то талдычит, а другое – он проводник в неизвестный тебе ранее мир.
Мы и гаджеты у детей принципиально не забираем. Если ребёнок прошёл за день 20 километров в походе, столько увидел, ему уже не до виртуальной реальности. Порой наши воспитанники звонят домой и просят родителей забрать ноутбуки, поскольку они этой техникой не пользуются, а вот случайно садятся на неё часто.
К сожалению, многие молодые родители и сами никогда не соприкасались с природой, на дачи в детстве даже не ездили. Пуповина с природой порвана…
– Возможно, отсюда у нас так много проблем с экологическим просвещением? Деньги на образовательные программы тратим, а мусора в лесах всё больше…
– В отрыве от природы слова бессильны. Если вдуматься, то дикой природы в той же средней полосе России практически не осталось – есть полудикая, но и она год за годом исчезает. Надо успеть!
В походе можно остановиться около влажной салфетки, которую выкинул ребёнок, и порассуждать, что она разлагаться будет пять лет и мешать вот этой конкретной экосистеме.
Чиновники от образования, которые продвигают все эти экологические программы в школьных стенах, сами-то давно на природе были. По их мнению, там сплошь клещи, гадюки и волки. А в городе опасностей для ребёнка гораздо больше.
От гламура – к летучим мышам
– Бывают ли дети, которых общение с природой совершенно не трогает? Или она никогда не бывает пустой и всегда даёт шанс?
– Люди разные. Задача педагога – зацепить и увлечь, порой спонтанно. Помню, приехала к нам в полевой биостационар группа трудных подростков. Желание одно: поесть – и в город.
На маршруте в большой луже я заприметил самку прудовой лягушки, такую зелёную и пупырчатую, как огурец. Дело было в мае, когда самки в определённые числа могут откликаться на призыв самца. Я этот призыв умею имитировать. Заквакал. Через пять минут моего надрывного кваканья, лужа забурлила и ко мне оттуда устремились все лягушки, а их было немало.
Дети с той секунды были моими. Требовали показать всё новые чудеса. Любому ребёнку всегда интересны тайны природы.
Были ещё две гламурные девочки, чуть ли не на каблуках в лесу ходили. И вдруг они впервые увидели летучих мышей вблизи на ночной веранде. В итоге сами подготовили очень интересные доклады, посвящённые этим млекопитающим.
Что говорить, наши дети в экспедиции обнаружили ареал обитания на территории Нижегородской области сколии-гиганта или сколии пятнистой – самой крупной осы в Европе.
Очень хотелось бы, чтобы по всей России открывались полевые стационары, куда могут приехать родители с детьми. Например, в Англии их много. Но разве наша природа по широте и разнообразию сравнится с английской! Столько удивительных возможностей!