В Нижнем Новгороде прошли соревнования автоматизированных автомобилей «РобоКросс-2019». Машины выполняли сложные маневры, преодолевая трассы с препятствиями. И все это — без прямого участия человека.
Полигон знаний
Первый «РобоКросс» состоялся в 2010 году. В нём участвовали четыре студенческие команды, которые запустили свои беспилотные «ГАЗели». Тогда автомобили без водителя могли проехать около 50 м по прямой. Конечно же, сейчас это не кажется чем-то невероятным, но в то время уже было большим успехом.
«10 лет назад благодаря «Группе ГАЗ» был запущен эксперимент по тестированию беспилотных транспортных средств в России, — рассказал директор «Робокросса» Максим Петров. — Теперь беспилотные автомобили, сделанные на автозаводе, могут перемещаться на многокилометровые расстояния, перевозить людей. Пусть пока в тестовом режиме, но всё это стабильно работает».
Фонд «Вольное Дело» и Горьковский автомобильный завод смоделировали на испытательном полигоне реальную ситуацию для студенческих команд: беспилотный автомобиль в автономном режиме должен пройти трассу, выполнив развороты и другие сложные манёвры. В подготовке машин участвуют сразу несколько специалистов: инженеры-электроники, механики, программисты по разным направлениям. В каждой студенческой команде есть такие люди. Один из участников соревнований, студент НГТУ имени Р. Е. Алексеева Михаил Воронин, рассказал, что его команда занимается автоматизацией «ГАЗели» уже несколько лет. Молодые люди применяют нестандартные решения.
«Например, мы используем усилитель руля в качестве привода. Также мы самостоятельно проектируем и производим контроллеры для управления сцеплением, тормозом, коробкой передач, — объяснил Михаил Воронин. — Благодаря поддержке автозавода мы воплощаем свои идеи, стремясь создать полностью беспилотную «ГАЗель».
Соревнования дают студентам огромный практический опыт. На других площадках эти знания получить практически невозможно!
Машины будущего
Горьковский автозавод не только поддерживает студентов в развитии беспилотного транспорта, но и сам активно ведет работу в этом направлении.
«Тенденции, которые сейчас существуют в промышленности, — внедрение инновационных технологий для повышения производительности, энергоэффективности, сбережения, — говорит управляющий директор автозавода ГАЗ Андрей Софонов. — Эти задачи заставляют нас искать новые инженерные решения, и молодые ребята, которые участвуют в «РобоКроссе», будут внедрять новые технологии, создавать машины завтрашнего дня. Уже больше 80 участников соревнований прошлых лет работают у нас».
Важная задача автозавода — готовить кадры для разработки, адаптации и практического применения автоматизированных систем помощи водителю ADAS (Advanced driver assistance systems). И если внедрение полностью беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования может занять не один десяток лет, то подобные системы — реальность завтрашнего дня. Такие разработки должны существенно повысить безопасность дорожного движения.
«В ближайшей перспективе ADAS будет серийно устанавливаться на наши автомобили, - сообщил руководитель направления инновационных проектов инженерного центра «Группы ГАЗ» Михаил Иванов. — Например, система позволит остановить машину перед внезапно возникшим препятствием, даже если водитель не успел среагировать. К тому же она распознаёт дорожную разметку и может контролировать выезд за пределы полосы движения. Всё это делается на отечественных решениях».
Кстати
Лучшей в направлении «Беспилотные транспортные средства» стала команда Supernova Рязанского государственного радиотехнического университета. В номинации «Нестандартный подход» отметили команду KSTA Team Ковровской государственной технологической академии, в номинации «Творческий рост» — команду RoboLife Ульяновского государственного технического университета. В направлении «Беспилотные летающие системы» победила команда «Коптер Экспресс» (Москва).