«Сейчас дети читают меньше, чем в своё время мы. Для того чтобы их увлечь, надо прилагать особые усилия. Что детей привлекает? Во-первых, понятный текст. Второе – иллюстрации. Третий момент – тайна», - говорит детский писатель из Нижнего Новгорода Юлия Варнакова, которая в этом году стала одним из лауреатов Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина.
Юлия Варнакова получила премию в номинации «Выбор детского жюри». Фото: Из личного архива
Встреча с Петром I
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Юлия, как в наши дни становятся детскими писателями?
Юлия Варнакова: – Я никогда не думала, что буду писателем – ни взрослым, ни детским. Хотя работа моя была тесно связана со словом: 18 лет трудилась в пресс-службе крупного производственного холдинга.
По семейным обстоятельствам работу пришлось оставить. Тут-то я и вспомнила про свою давнюю мечту – иллюстрировать детские книги. В своё время с отличием окончила художественную школу, необходимые навыки были. Стала рассылать портфолио с рисунками к классическим детским произведениям по издательствам.
Вдруг меня осенила мысль: зачем иллюстрировать чужую детскую книгу, если я могу написать и украсить свою? Села и за неделю сочинила сборник рассказов «В доме на краю леса» (6+), а потом три месяца рисовала к нему картинки. Дом на краю леса — наш, а героями историй стали мои сын и дочь. Сборник был издан при поддержке Издательского совета Нижегородской области.
– Не было страха, что первая книга для детей станет последней?
– Я как-то сразу увлеклась, столько мыслей в голове появилось, не было творческого кризиса. После выхода сборника детских рассказов пришла идея написать книгу в жанре нон-фикшн (Переводится как «не вымысел». – Ред.) Так появилась книга «Нижегородский кремль: о чём расскажут башни» (6+).
Сейчас дети читают меньше, чем в своё время мы. Для того чтобы их увлечь, надо прилагать особые усилия. Что детей привлекает? Во-первых, понятный текст. Второе – иллюстрации. Третий момент – тайна. В книжке про кремль у каждой его башни есть своя тайна, которую она готова рассказать. Это ребёнка интригует. Тайны всех 13 башен в итоге раскрываются, а маленький читатель узнаёт много полезной краеведческой информации. Книга популярна. За два года она переиздавалась 4 раза. Изданий-то про кремль много, но детских практически нет.
Дальше я себе усложнила задачу и попыталась написать уже художественный краеведческий текст с элементами загадок и приключений, и появилась книга «Охотники за легендами» (8+). В современной детской литературе очень популярна тема путешествий во времени. Это повествование о том, как двое современных ребят попадают в Нижний Новгород 1722 года во время второго визита к нам императора Петра I.
Сама история придумалась легко, но героев надо было «провести» по нижегородским улицам тех лет, достоверно рассказать историю визита императора в наш город. Чтобы всё это просто изложить детям, я перечитала массу серьёзных краеведческих книг.
Ясно, ёмко, интересно
– На ваш взгляд, книги должны рассказывать ребёнку об окружающем мире или учить его, как жить в нём?
– Девиз крапивинской премии – слова самого Владислава Крапивина: «Книга должна быть воспитателем души». Я с этим полностью согласна.
У детской литературы особое предназначение. У ребят мировоззрение только формируется. Что такое добро и зло? Что такое лучшие человеческие качества? Нравственные идеалы обязательно должны быть в детской литературе. Сложность в чём? Автор может быть назидателен. Но прислушается ли к нему маленький читатель, если назидание будет слишком явным?
Надо писать так, чтобы книга захватила ребёнка, тронула его душу, заставила задуматься, чтобы он сам сделал правильные выводы. И главное – в конце любой детской книги нужен свет, победа справедливости и добра.
При этом современный автор должен чувствовать дух времени, например в плане языка. Пусть дети узнают себя в книжных героях, которые говорят также, как и они. Однако язык основного повествования – грамотный и простой, но не примитивный. Слово должно нести в себе максимум смысла, быть ёмким. Этому я учусь у классиков. Почитайте роман «Мой генерал» писателя Альберта Лиханова (6+). Там каждое слово на своём месте.
— Вот и родители выбирают классиков, порой игнорируя современных детских авторов….
– Хороших книг для детей много, но есть и такие, что лучше бы их никто никогда не читал. Родители страхуются, а подсказать список литературы для домашнего чтения ребёнка часто некому.
Я бы посоветовала обращать внимание на издательство, где вышла книга. Многие десятилетиями формируют свою просветительскую миссию работы с детьми. Кроме того, есть российские авторы с уже известными именами. Даже не открывая книгу, можно быть уверенным в её качестве и пользе для ребёнка. Мне, например, очень нравятся книги Станислава Востокова, Елены Ракитиной, Анастасии Строкиной, Ксении Горбуновой, Марины Тараненко.
Давай почитаем вслух
– Как я понимаю, хорошая иллюстрация тоже формирует вкус ребёнка?
– Безусловно. Сейчас в моде digital-иллюстрации, созданные при помощи компьютерных графических редакторов, но достойных мастеров такого жанра, на мой взгляд, мало. Мне милее иллюстрации в классических техниках. Они душевные и тёплые. Думаю, и детям они более понятны и приятны.
Вся эта любовь к рисованным монстрам в массовой культуре насаживается нам извне. На мой взгляд, это чуждо богатой русской художественной традиции. Более того, при помощи таких символов можно ловко манипулировать сознанием ребёнка.
– Вы общаетесь со своими маленькими читателями?
– Конечно! И вживую, и в социальных сетях. Кстати, моя повесть «Только ветер навстречу» (8+) победила в номинации «Выбор детского жюри», что для меня особенно важно. Произведение высоко оценили ребята легендарного отряда «Каравелла» (Внешкольное пионерское экспериментальное объединение, которое в 1961 году создал детский писатель Владислав Крапивин в Свердловске. – Ред.)
В повести я поднимаю новые в своём творчестве темы поиска себя и становления личности через историю пятиклассника, которого мама переводит в другую школу.
Встречаюсь я со своими читателями и на краеведческих уроках, которые веду в начальных классах по своим книгам.
Стараюсь, чтобы общение наше было максимально интересным. Рассказывая об эпохе Петра I, описанной в моей книге, приношу на урок артефакты того времени: лапти, кокошник, гири, корабельный фуганок. У меня папа коллекционирует старину.
Колоссальный заряд позитива получаю от этих уроков! Дети у нас прекрасные. Их просто нужно уметь отвлечь от компьютера, дать им пищу для ума. Они тогда будут мыслить, задавать вопросы и находить на них ответы.
Убеждена: любовь к стране, культуре, осознание истории начинается с малой родины. Эти знания дают нам корни и опору в дальнейшей деятельности во имя своего народа.
– Юлия, а как же привить ребёнку саму любовь к чтению?
– Читайте детям с малых лет вслух. Берите книги, где много глав, чтобы ребёнок ждал, что будет дальше в повествовании. Семейное чтение – отличный способ всем вместе провести время. Детей привлекают интерактивные книги, которые созданы как увлекательный квест. Иногда это старт для интереса к чтению. Ходите с детьми в библиотеки, там сегодня созданы прекрасные современные пространства для знакомства с литературой. И приобретайте ребёнку настоящие бумажные книги, а не электронные.
Справка
- Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина раз в год, 14 октября, присуждается российскому или зарубежному автору в память о великом российском писателе Владиславе Петровиче Крапивине.
- У премии 4 основные номинации. В 2021 году приз в номинации «Выбор профессионального жюри» получила повесть детской писательницы из Нижнего Новгорода Алисы Стрельцовой «Шишкин корень, или Нижегородская рапсодия» (12+).