Примерное время чтения: 8 минут
330

«Театр – всегда про тебя». Молодой театральный критик - о вечном искусстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 06/10/2021
В спектакле «Папа» на сцене ТЮЗа поднимаются важные жизненные проблемы, которые волнуют каждого.
В спектакле «Папа» на сцене ТЮЗа поднимаются важные жизненные проблемы, которые волнуют каждого. Официальный сайт нижегородского ТЮЗа

В юбилейный год нижегородцы получили много культурных подарков – спектакли «Золотой Маски», музыкальный фестиваль «Болдинская осень».  Впереди X Горьковский театральный фестиваль и премьеры, премьеры… Какие постановки выбрать в нижегородских театрах в новом сезоне и как выйти со спектакля окрылённым? Это и многое другое «АиФ-НН» узнал у театрального блогера Полины ЗОНОВОЙ.

Эмоции не повторяются

Злата Медушевская, «АиФ-НН»: – Статистика говорит, что в театры, тем более в провинции, молодёжь ходит мало. Должен ли человек в принципе однажды полюбить это искусство? Или можно спокойно жить, оставаясь к театру равнодушным?

Полина Зонова: – Насильно привить любовь к театру невозможно. Я тоже с ужасом вспоминаю походы на Шекспира всем классом в школе. Ты сидишь на галёрке, мечтаешь вернуться домой и забыть о подобном культурном досуге навеки.

Но я абсолютно убеждена: на определённом этапе жизни можно прийти в театр и остаться его преданным поклонником навсегда. В 2012 году я была в одном из нижегородских театров. Увиденное настолько поразило, что я стала ходить в театры всё чаще и чаще. Первые публикации в социальных сетях на эту тему писала в виде коротких благодарностей актёрам за пережитые эмоции.

Потом мне стало интересно разобраться в том, что происходит на сцене, узнать, как устроен театр изнутри. Стала больше читать на эту тему, знакомиться с профессиональным сообществом. Надо понимать, что театр как искусство очень подвижен по своей структуре. В каждом новом сезоне актуальны те или иные тенденции. Надо их знать.

От благодарностей перешла к рецензиям. Увидела, что у читателей моих соцсетей есть к этому интерес. Высказываю личное мнение о постановке, стараюсь разобрать спектакль по тем канонам, по которым он создан.

Моя задача – не раскритиковать, а дать театру обратную связь от зрителя. На самом деле, театр – огромный труд. То, что видит публика на спектакле, – вершина айсберга. За кадром остаётся титаническая работа всей команды. Я, например, где могу похвалить актёров, всегда это делаю.

Рада, что меня читает молодёжь. Многие действительно думают, что театр – досуг для пожилых. Спрашивают: зачем вы туда ходите? Но, если вдуматься, театр гораздо круче, чем кино. Спектакль играют один раз. Эмоции не повторяются. Ты можешь прийти на эту же постановку через месяц и увидеть новый вариант спектакля, хотя он вроде бы не изменился. Он просто стал про что-то другое.

Кроме того, на разных этапах жизни одна и та же постановка может откликаться в душе по-разному: сегодня она про любовь, завтра – про долг. Хороший театр растёт и меняется вместе с тобой, и он всегда про тебя.

– А как можно формировать театральный вкус? С чего начинать, например, любовь к нижегородскому театру?

– Вопрос сложный. Прежде всего, когда мы решаем купить билет в театр, надо понять: зачем я туда иду? Вы собираетесь посмеяться или задуматься о смысле жизни? На мой взгляд, иногда нелюбовь к театру зарождается из противоречия желаемого и действительного: хотели хорошо провести время, а попали на серьёзный спектакль, на драму.

Кстати, в этом ключе вполне объясним успех столичных антреприз с дорогими билетами у нетеатральной публики. Люди идут вживую увидеть актёров из любимых сериалов в комедии положений. Тем не менее сейчас и в Нижнем Новгороде очень много хорошего, интересного, качественного театра на любой вкус.

Зачем так с Горьким?

– Почему же показы спектаклей российской национальной театральной премии «Золотая маска», по мнению многих, стали огромным событием для Нижнего Новгорода?

– Понятно, что даже за счёт финансовых и, как следствие, технических возможностей столичные спектакли порой зрелищнее. Ценность таких проектов, как «Золотая маска» – ещё и в том, что зрители, живущие не в Москве и не в Санкт-Петербурге, видят, что происходит в современном театре.

Кроме того, билеты на спектакли, которые привезли в наш город, в Москве стоят больших денег, а мы смогли их увидеть по вполне приемлемым ценам.

– Есть мнение, что нижегородским театрам всё время чего-то не хватает, чтобы греметь на всю Россию. На ваш взгляд, это так? Или у нас свой самобытный путь?

– Считаю, что ситуация в театральной жизни Нижнего Новгорода некоторое время была в стагнации, но в ближайшие несколько сезонов она изменится к лучшему. В Театре юного зрителя и театре «Комедiя» появились главные режиссёры – Алексей Логачёв и Иван Комаров. То, что сейчас уже происходит в этих театрах, свидетельствует: зрителей ждёт много чего интересного и необычного.

Московский режиссёр – это не всегда гарантия успеха. Не факт, что его постановка придётся по душе нижегородцам.

– Может, причина в том, что провинциальная публика не всегда готова к новым формам, к которым часто обращаются модные режиссёры в столичных театрах?

– Есть проблема зрительских ожиданий. То, что мы видим на сцене, порой не соответствует им, и это нормально. Тот же спектакль «Дети солнца» (16+) новосибирского театра «Красный Факел», показанный в рамках «Золотой маски», вызвал у некоторых нижегородцев недоумение: «Зачем же вы так с Горьким?» Такое школьное наследие: нам кажется, что вот про это Горький писал, а про это нет.

Я стараюсь приходить на спектакль «чистым листом» и отношусь к происходящему на сцене, как к ребусу. Недавно участвовала в работе Лаборатории молодой критики Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Артмиграция» в Москве. Один из самых авторитетных и популярных театральных критиков России Павел Руднев нам сказал: «Самое главное для зрителя – догадаться, о чём режиссёр договорился с актёрами в репетиционном зале». Проще говоря, спектакль – это не иллюстрация к тексту. Это всегда самостоятельное высказывание. Когда ты понимаешь в итоге, о чём оно, выходишь из зала окрылённым.

Что касается классики, то ни Чехов, ни Островский не писали исторических хроник. Они писали про своих современников, чьи общечеловеческие проблемы немногим отличались от дня сегодняшнего.

Многие театральные критики оправдывают и обнажение актёров на сцене, но, на мой взгляд, оно возможно только тогда, когда это единственный сценический приём, способный донести посыл до зрителя.

Рената Литвинова и Васса Железнова

– Вы упомянули, что недавно посетили Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция», где можно было проследить, чем сегодня живут театры в российской провинции. Куда движется искусство?

– Одна из интересных тенденций: жанр сказки режиссёры всё чаще выбирают для взрослой аудитории. Всё более популярен документальный театр. В его основе – воспоминания, монологи живых людей, которые потом обыгрывают актёры. В Центре театрального мастерства (независимый нижегородский театр) к 800-летию города создали проект «Герои среди нас» (18+) – спектакль о Нижнем Новгороде с участием горожан.

– Что бы вы посоветовали посмотреть нашим читателям в новом театральном сезоне?

– В ТЮЗе прошла премьера семейного мюзикла «Волшебник страны OZ» (6+). Проект интересен тем, что музыка и либретто написаны специально для нашего театра. Продолжаются там прекрасные спектакли для взрослых: «Прощай, конферансье!» (12+) по пьесе Григория Горина и «Папа» (16+). Последний спектакль создан по пьесе лауреата «Оскара» Флориана Зеллера. Это очень актуальный сейчас материал во многих театрах.

В «Комедiи» стоит побывать на премьерной комедии положений «У каждого свои недостатки» (16+). Театр драмы анонсирует в новом сезоне много новинок. Из старых спектаклей рекомендую драму «Тарас Бульба» (16+) и комедию «Брачный договор» (12+).

С 14 по 21 октября здесь пройдёт X Международный литературный фестиваль им. М. Горького – очень важное для нашего города событие. Откроет фестивальную программу блистательная Рената Литвинова. 14 октября она покажет спектакль «Звезда вашего периода» (16+). 18 октября на нижегородскую сцену выйдут гости из Сербии, актёры Национального театра Белграда со спектаклем «Васса Железнова и другие» (18+). Это необыкновенная возможность увидеть, как люди с другим менталитетом адаптируют тексты Горького. 

Досье
Полина Зонова. Родилась в Нижнем Новгороде. В 2014 году закончила филологический факультет ННГУ им. Н. И. Лобачевского. С 2012 года ведёт в социальных сетях блог, посвящённый нижегородским театрам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно