Примерное время чтения: 5 минут
178

Свидетель истории. Вознесенская Печёрская обитель прожила с Нижним столетия

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 10/11/2021 Сюжет 800-летие Нижнего Новгорода
Сегодня обитель  - одна из визитных карточек Нижнего Новгорода.
Сегодня обитель - одна из визитных карточек Нижнего Новгорода. Вознесенский Печерский монастырь

Вознесенский Печёрский монастырь был очевидцем множества событий. Из его стен выходили святые, прославившие нижегородскую землю. Сегодня это визитная карточка Нижнего Новгорода и культурный духовный центр города. «Он видел древнюю Русь, он видит Русь настоящую» – писал о монастыре граф В. Соллогуб.

Каждый раз возрождался

Печёрский монастырь был заложен близ города на рубеже 20-30-х годов XIV столетия монахом Киево-Печёрского монастыря Дионисием – впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, человеком, внёсшим большой вклад в историю нашей страны. О древнем периоде обители известно очень мало – настолько, что даже точная дата основания 1328-1330 год принята довольно условно. Зато мы можем составить представление об истории монастыря из житий его славных обитателей: Дионисия Суздальского, Евфимия Суздальского, Макария Желтоводского и святой Вассы Нижегородской.

Главной святыней монастыря стал привезённый Дионисием образ Печёрской Нерукотворной иконы Божией Матери. Монастырь начинался с пещер, в которых жили монахи, и деревянной церкви в честь Вознесения Господня и строгой иноческой жизни, которой игумен Дионисий учил свою братию. Здесь на десять лет раньше, чем в Троице-Сергиевой лавре, был введён общежительный устав.

Вознесенский Печёрский монастырь дал импульс духовной жизни всей России – его монахами были основаны многие славные обители нашей страны. Сам монастырь был одним из тех мест, куда приходили за советом, здесь укреплялся дух русского народа для противостояния татаро-монгольскому игу. Именно в стенах обители была создана Лаврентьевская летопись – древнейший из дошедших до нас летописный свод, проникнутый пафосом борьбы с игом.

Нижегородская Печёрская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, несмотря на неспокойное время и многие бедствия: дважды, в 1378 и 1379 годах, монастырь был сожжён дотла, в 1550 году был опустошён во время очередного набега, в 1597 году разрушен оползнем. Но вновь возрождался.

Во многом это происходило благодаря тому, что на его укрепление жертвовали и князья, и простолюдины. К середине XVI века обитель владела обширными землями. В это же время начинается период каменного строительства монастыря. Любопытно, что на все беды находилось и утешение – так, благодаря оползню, разрушевшему монастырь, были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа – одна из святынь нашего города.

Возобновлён был монастырь на новом месте – чуть выше по течению реки. Выдающийся архитектурный ансамбль был отстроен к середине XVII столетия.

Он выстроен так, чтобы любоваться им можно было с любой точки. Сейчас, когда панорама монастыря открывается с высоты канатной дороги, это особенно впечатляет. Сегодня архитектурный ансамбль Нижегородского Печёрского Вознесенского монастыря XVII-XIX веков – памятник архитектуры федерального значения.

Здесь вершились судьбы Отечества 

Обитель сыграла важную роль в истории нашей страны. Так, печёрский архимандрит Трифон в грамоте об избрании царём Бориса Годунова подписался десятым в числе прочих настоятелей монастырей.

Архимандрит Феодосий в 1612 году по общему приговору послан был с депутацией в Пурех просить князя Дмитрия Пожарского вступиться за Отечество и православную веру и возложить на себя руководство нижегородским ополчением. Феодосий же принял активное участие в избрании на царство первого государя из династии Романовых — Михаила Феодоровича и подписал в 1613 году соответствующую грамоту.

Архимандрит Филарет, настоятельствовавший в обители в 1658 - 1659 гг., стал первым епархиальным архиереем Нижнего Новгорода. Настоятель монастыря архимандрит Варсонофий был вызван в Санкт-Петербург на погребение императора Петра Великого в 1725 году. В молодых летах в обители проходил своё послушание и Никита Минов – будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон.

Из летописи Печёрской обители известны многочисленные случаи материальной помощи русскому войску от монастырской братии. Но бывало, что Печёрский монастырь служил и местом содержания государственных преступников.

Монастырь всегда помогал бедным и нуждающимся, имел собственные больницы и богадельни, содержал на довольствии престарелых увечных воинов и инвалидов. В годы Первой мировой войны здесь жили беженцы из западной части России.

На особом положении

Печёрская обитель всегда находилась под особой милостью и покровительством правящих монархов и патриархов, потому имела особые привилегии и льготы. Например, настоятель монастыря был полновластным судьёй над всеми монастырскими крестьянами во всех делах, «кроме убийства, разбоя и татьбы»; все строения монастырские в городах и сёлах освобождались от казённого постоя и подвод; местные гражданские чиновники или их наместники не имели дозволения въезжать в монастырские вотчины, судить или посылать туда своих подчинённых для суда.

При Екатерине II монастырю было урезано содержание. Это привело к его запустению и обветшанию. Ситуация выправилась при епископе Нижегородском и Арзамасском Иакове (Вечеркове) – его трудами обитель возрождалась, росло число братии. Восстановление обители продолжили его последователи.

С древнейших времён монастырская ризница была сокровищницей церковных произведений искусства. Здесь хранилось немало древних святынь, таких как Святые Евангелия XVII и XVIII столетий, плащаницы, евхаристические сосуды, напрестольные кресты, митры, посохи и многое другое.

Собрание монастырской библиотеки насчитывало до тысячи царских и патриарших грамот. В ней сохранялись семь монастырских рукописных синодиков, написанных между 1552 и 1659 годами, а также уникальные рукописные сборники и старопечатные книги. Таким образом, к началу Октябрьской революции Печёрская обитель была одним из богатейших монастырей России.

Украшение Нижнего

События 1917 года не обошли стороной и обитель: настоятель епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) был расстрелян, ризница разграблена. В храмах и корпусах разместились мастерские, овощехранилище, архив, кинотеатр и даже жилые квартиры. Только в 1960 году обитель была признана памятником архитектуры, и лишь спустя ещё 11 лет началось её частичное восстановление.

В 1994 году монастырь вернули Русской православной церкви. Открылась новая страница его истории, началось возрождение и освящение разрушенных храмов, восстановление уникального архитектурного ансамбля. Сегодня монастырь принимает паломников и богомольцев и действует как культурный центр. Здесь издаётся историко-краеведческий журнал «Нижегородская старина», а также многие книги по истории нижегородской земли, действует Музей истории Нижегородской епархии, проходят выставки.

Печёрский Вознесенский монастырь – живая иллюстрация того, как православная обитель впитывает в себя историю страны, сохраняет духовный облик нижегородцев разных поколений. Такие места позволяют узнать, какими нижегородцы были вчера, и позволяют лучше понять, какими им надлежит быть сегодня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно