Примерное время чтения: 7 минут
1375

Всенародный святой. Чудеса преподобного Макария Желтоводского

Преподобный Макарий стал одним из тех подвижников,  к которому обращались с молитвами в Смутное время.
Преподобный Макарий стал одним из тех подвижников, к которому обращались с молитвами в Смутное время. / Александр Чурбанов / Нижегородская митрополия

В центре Нижнего Новгорода есть храм в честь святых Жён-мироносиц. В его дворике, в стороне от людной улицы стоит памятник двум известным святым преподобным Евфимию Суздальскому и Макарию Желтоводскому.

Их земная жизнь началась на этом приходе. Если Евфимию Суздальскому судьба уготовила много трудов на Владимирской земле, то Макарий Желтоводский просиял на Нижегородчине и по всему Поволжью.

Подростком принял постриг

XIV и XV века считаются временем рассвета русского монашества, начало которому положил Сергий Радонежский. Это время дало толчок для основания многих известных обителей, появления святых, подвиги которых спасали и освящали всю русскую землю. Свою роль в истории сыграл и преподобный Макарий – Желтоводский и Унженский Чудотворец. Его духовный подвиг простирался от Костромы до Казани, но начался он в Нижнем Новгороде.

Будущий святой родился там в 1349 году. История не сохранила его мирского имени, и возможно это неслучайно – мальчик рано выбрал свой путь, в 12 лет убежал из дома и отправился в Печёрский монастырь. В монастыре ребёнок заявил, что он сирота, и попросился в число братии. Печёрский монастырь тогда возглавлял другой будущий святой – святитель Дионисий Суздальский. Он и решился оставить мальчика послушником, поверив в твёрдость его намерения стать монахом.

Согласно житию, родители Макария долго искали сына и в итоге нашли в монастыре. Но отец юноши понял, что сын не свернёт с выбранного пути, и не стал ему препятствовать. Так в 15 лет Макарий принял монашеский обет (некоторые версии жития предполагают ещё более ранний возраст). Такая ситуация не была исключительной, но всё же подростков постригали достаточно редко. Подобное решение святой Дионисий принял, увидев упорство и высоту духовной жизни мальчика.

Макарий многие годы прожил в монастыре в уединённой молитве, прежде чем начал своё просветительское служение. Печёрский монастырь он покинул уже пожилым человеком, чтобы избежать почитания братии и паломников.

Уйдя из обители, сначала он жил отшельником на реке Лух, притоке Клязьмы, но и здесь его нашли почитатели, образовалась монашеская община. Обустроив новую обитель, преподобный Макарий покинул и эти места.

Отпустили из плена

Поиски уединения привели его на правый берег Волги, к Жёлтому озеру (сейчас водоём поглотила Волга). В 1435 году святой образовал там Макарьевский Желтоводский монастырь, «обитель Пресвятой Троицы», который не только сохранился до наших дней, но и до сих пор это одна из самых известных обителей России. Этот монастырь оказался на самой границе русских земель, там, где жили чуваши, марийцы, мордва.

Неизвестно, ставил ли преподобный Макарий миссию среди инородцев своей задачей, но по факту через обитель прошло столько новообращённых – от вчерашних мусульман и до язычников, – что Жёлтое озеро стало купелью христианства в Поволжье.

Однако через четыре года обитель была разорена – это произошло в начале похода основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. Большинство братии было убито, а другая часть, и среди них преподобный Макарий, которому на тот момент было уже 90 лет, оказался в Казанском плену. Житие рассказывает, что хан Улу-Мухаммед так проникся встречей со святым Макарием, что распорядился отпустить пленных на свободу. Правда, восстанавливать Макарьевский монастырь он не позволил, поэтому иноки отправились в галичско-костромские земли. На Свияге совершили благодарственный молебен об освобождении. Впоследствии на этом месте была основана Свияжская Макарьевская пустынь.

Путь из Казанского плена был труден, и продолжался с праздника Вознесения Христова до середины лета, пока путники не пришли к реке Унже, где на тот момент находилось небольшое поселение. Его жители помогли преподобному и пришедшей с ним братии основать новый Унженский монастырь – позже поселение было переименовано в город Макарьев, который существует до наших дней. В этой обители и прошли последние годы жизни святого Макария. Здесь он прославился чудесами и исцелениями, сюда тянулись паломники ради молитвы с преподобным.

Скончался святой Макарий 25 июля 1444 года. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Житие рассказывает о необыкновенном благоухании, которое разнеслось в тот день по городу и окрестным деревням. Все восприняли это как знамение, укрепившее их веру.

После смерти преподобного Макария продолжались чудеса, связанные с его именем, случавшиеся по молитвам к нему. Официально он ещё не был канонизирован, но даже спустя несколько десятков лет после его смерти люди помнили о святом подвижнике и обращались к нему в трудные времена.

В 1522 году молитвы ему спасли от татарской осады городок Унжу: над подожжённым врагами городом прогремел ливень, потушивший пожар. 10 лет спустя, в 1532 году, подобным же образом был спасён от татарского набега город Солигалич. Позже жители Солигалича освятили в главном городском соборе придел, посвящённый святому.

Всё это привело к всероссийскому прославлению святого, которое состоялось в 1619 году. Есть мнение, что именно святому Макарию молился первый царь из династии Романовых – Михаил Фёдорович – о том, чтобы его отец, будущий патриарх Филарет, был освобождён из польского плена. Так что прославление преподобного Макария было связано с этим событием – святой эпохи татарского нашествия стал одним из тех подвижников, к которому обращались с молитвами в Смутное время.

Через год после прославления началось возрождение Желтоводской обители, пустовавшей более 200 лет. Возобновил обитель муромлянин Авраамий, который отыскал заброшенное место и собрал братию.

Вторая жизнь этого монастыря оказалась более продолжительной. Эпоха изменилось, и теперь через обитель проходили торговые пути. Это привело к тому, что здесь образовалась Макарьевская ярмарка. По мнению современников, она стала крупнейшей не только в России, но и в Европе.

Позднее монастырь пережил ещё два периода запустения. Первый – в 1817 году, когда Макарьевская ярмарка была переведена в Нижний Новгород (обитель восстановили после этого в конце XIX века). Спустя несколько лет монастырь закроют на весь советский период. Но снова и снова Макарьевская обитель восстаёт из небытия как зримый памятник подвигов своего основателя…

Снова и снова Макарьевская обитель восстаёт из небытия как зримый памятник подвигов своего основателя…
Снова и снова Макарьевская обитель восстаёт из небытия как зримый памятник подвигов своего основателя… Фото: АиФ-Нижний Новгород

 

Судьба обители

  1.   С 1883 года Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь стал женским.
  2.   За годы советской власти в стенах обители размещался детский дом, эвакогоспиталь и Лысковский зооветеринарный техникум.
  3.   В 1990 году Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский женский монастырь был передан Нижегородской епархии. Сейчас обитель переживает своё третье возрождение.
  4.   На территории Свято-Троицкий Макарьевского Желтоводского монастыря находится пять храмов. Также у обители есть два подворья в Лысковском районе. 
  5.   Главные святыни монастыря:
  • - глава преподобного Макария Желтоводского;
  • - икона с частицей мощей преподобного Макария Желтоводского.

  В 2019 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область» серии «Памятники архитектуры России».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно