Примерное время чтения: 9 минут
4115

Старость - для жуликов радость. Как аферисты обманывают пенсионеров

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 29/06/2016
Лучшая защита  от охотников  за стариковскими  деньгами - любовь и внимание детей и внуков.
Лучшая защита от охотников за стариковскими деньгами - любовь и внимание детей и внуков. АиФ

Почему, изредка навещая пожилых родителей или дежурно созваниваясь с ними от случая к случаю, взрослые дети ставят близких людей под удар?

А у вас в квартире газ?

«Несчастье случилось с моей мамой Еленой Николаевной. Её обокрали женщины с восточной внешностью, представившись работниками газовой службы, - рассказала нижегородка Ольга Филиппова. - Мы за мамой всегда присматриваем, а тут уехали в отпуск на неделю, и наша самостоятельная Елена Николаевна 86 лет решила поставить счётчик на газ. Это обернулось потерей сбережений».

Пожилая женщина увидела объявление в подъезде, позвонила в газовую компанию, вызвала мастеров. А за день до указанной даты в дверь квартиры постучала девушка, сказала, что из газовой службы, - просто пришла на заказ пораньше. Сразу прошла на кухню, стала что-то мерить у газовой плиты. Но гостья оказалась не одна - вторая женщина пробралась в комнату, подошла к шкафу с одеждой и в кармане старого пальто нашла 160 тыс. руб., отложенных по копеечке с пенсии. Елена Николаевна кражу заметила, пыталась остановить воровку, но та грубо оттолкнула пожилую женщину и была такова.

«У мамы стало плохо с сердцем, мы её успокоили: деньги - дело наживное. Но больше дверь неизвестным людям строго-настрого запретили открывать, а перед проведением таких любых работ в квартире звонить нам», - продолжает дочь.

Преступниц, обокравших пенсионерку, нашли. Перед судом предстала 35-летняя жительница Владимирской области, которая орудовала 4 года, - одна или с подельниками. Она проникала в квартиры пожилых людей и забирала последнее… Чужие деньги дама, конечно, успела потратить.

Опасные гастроли

К сожалению, стражи порядка год от года не фиксируют уменьшения подобных преступлений. Раскрываемость таких дел не достигает и 50%.

Что затрудняет расследование? Телефонные мошенники часто используют сим-карты, зарегистрированные на третьих лиц, а звонки совершают из других регионов. Злоумышленники, которые представлялись сотрудниками социальных, коммунальных служб, различных пенсионных фондов, - как правило, «гастролёры», они приезжают обирать нижегородских стариков чуть ли не из Владивостока. Завершив «преступный чёс», тут же уезжают продолжать тёмные дела в другие города. Кроме того, и сами старики порой не сразу сообщают о факте пропажи денег.

«Иногда звонят старушке неизвестные, сообщают: с вашим сыном приключилась беда, надо помочь, мы сейчас приедем за деньгами - рассказывает Иван Уланов, зам. начальника полиции по охране общественного порядка Управления МВД России по Нижнему Новгороду. - Сердобольная мать отдаёт злоумышленникам все накопления. Потом она три дня ждёт, пока сын соизволит объявиться, навестить. Рассказывает о случившемся и понимает - она стала жертвой обмана! Но время уже упущено. Порой старики даже детям не рассказывают о действиях мошенников, поскольку думают, что поступают правильно: мол, хорошо, что уличная гадалка помогла снять порчу со всей семьи! Пожилым людям надо завести твёрдое правило: возникли сомнения в отношении «доброго» незнакомца - позвоните детям, внукам! А взрослым детям советую быть повнимательнее к родителям».

Конечно, пожилые люди иногда сами забывают, куда спрятали заветные накопления, и всё равно вызывают полицию. Однако в прошлом году правоохранители фиксировали только один такой «ложный» случай против 66 фактов реального мошенничества в отношении стариков и детей.

«Я больше 30 лет отработал в органах внутренних дел и вижу, что с годами виды мошенничества становятся только сложнее и совершеннее, - уверен Александр Кузьмин, зам. председателя общественного совета при Управлении МВД России по Нижнему Новгороду. - Этому очень способствует некое равнодушие наших граждан к информации, которую пытаются до них донести. «Ну, со мной этого не произойдёт», - считает большинство. Потом растерянно сообщают сотрудникам полиции: знали о таком виде мошенничества, но вот что-то нашло... Между прочим, среди жертв много неглупых образованных людей, пусть и пожилых».

Звонят - закройте дверь!

Сегодня у злоумышленников особо популярны телефонные «разводы», но иногда преступники лично приходят домой к потенциальным жертвам. Чаще всего представляются социальными работниками или специалистами пенсионного фонда.

«Сразу хочу предупредить нижегородцев: наши сотрудники по квартирам не ходят и никого не опрашивают, - объяснила Людмила Скаридова, начальник управления организации назначения и выплаты пенсий отделения Пенсионного фонда по Нижегородской области. - Мы можем приехать к лежачему больному или к инвалиду-колясочнику, чтобы он написал какое-то заявление, но только при условии, что человек сам попросит об этом. Нежданным визитёрам, в том числе из негосударственных пенсионных фондов, вы вправе дверь не открывать. Даже можете вызвать полицию».

Пожилые люди особенно часто становятся жертвами мошенников по целому ряду причин: общее состояние здоровья, ослабленная реакция, неидеальная память... Настоящие сотрудники социальных служб часто проводят с подопечными профилактические беседы, просят звонить, если неизвестные телефонные собеседники слишком настойчивы или если на пороге появились подозрительные гости.

«Сегодня 711 граждан находятся у нас на надомном обслуживании, - сообщила Лолита Данилова, директор государственного «Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Нижнего Новгорода». - За 2015 год фиксировали семь эпизодов мошенничества. В двух случаях удалось предупредить преступление, но у трёх человек деньги, от 30 тыс. до 100 тыс. руб., всё же были похищены. Иногда старики стесняются говорить о преступлении даже членам семьи. Вроде их уже столько об этом предупреждали, а они не смогли противостоять мошенническому напору. Они боятся гнева со стороны родни».

Как отмечают эксперты, чаще преступный умысел удаётся при дефиците общения у стариков. Если вы любите родителей, не ленитесь: чаще звоните им, чаще навещайте, разговаривайте по душам, советуйте, предупреждайте. Когда мошенники видят, что в квартире не одинокий человек, а настоящая семья, пусть и на расстоянии, они больше никогда не позвонят в эту дверь.

Нам песня жить помогает

Татьяна Куранова, специалист министерства социальной политики Нижегородской области:

- Потенциальные мошенники подкарауливают своих жертв на улицах города. Чаще всего злоумышленницы - женщины средних лет. Когда к вам начинает приставать очередная гадалка, советую пожилым людям забыть о вежливости. Необходимо оценить ситуацию и, не вступая в разговор, спокойно пройти мимо. Эти люди любят нарушать личное пространство человека, подходить к нему очень близко, дотрагиваться до правой руки. Таким образом они устанавливают контакт. Когда вы чувствуете, что теряете над собой контроль, поддаваясь психологическому давлению или явному гипнозу, специалисты рекомендуют просто громко закричать или даже запеть песню. Неожиданное действие несколько обескуражит преступников, и у вас будет время уйти из поля их зрения.

Если несчастье всё же случилось и вы лишились денег или ценностей, ни в коем случае не надо скрывать этот факт от родственников. А взрослым детям надо набраться терпения и не ругать пожилого человека за происшедшее!

Советы эксперта

Сегодня даже очень пожилые люди не чужды современных технологий. У многих есть банковские карты, куда переводят пенсии или где хранят вклады. Мошенники знают об этом и активно пытаются добраться до таких «пластиковых кошельков».

«Сотрудники банков никогда самостоятельно не звонят клиентам с просьбой подтвердить какие-то персональные данные: номер и серию паспорта, номер банковской карты, её ПИН-код, смс-код, сроки действия, - предупреждает Евгений Павлов, ведущий инспектор отдела экономической безопасности управления безопасности крупнейшего банка России. - С помощью этой информации можно провести некие финансовые операции. Вы, сообщая эту информацию, фактически открываете мошеннику кошелек и показываете, сколько там есть денег».

В смс-сообщениях банки к клиенту всегда обращаются по имени и отчеству, указываются последние цифры банковской карты. Не реагируйте на смс с текстом: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по такому-то телефону». Такими сообщениями мошенники побуждают жертв звонить и сообщать личные данные.

В особых случаях сотрудники банков, например, увидев явное волнение клиента, вправе уточнить причину срочного снятия больших денежных средств со вклада. Также в банке могут поинтересоваться, кем приходится гражданину человек, который сопровождает его в офис кредитного учреждения для закрытия счёта.

Кстати

В прошлом году мошенники украли у 88-летнего пенсионера-автозаводца 1 млн руб. Причём это была многоступенчатая афера.

Деньги у старика злоумышленники выманивали несколько месяцев. Пожилой мужчина добровольно отдал накопления за некое «универсальное лекарственное лекарство». Сначала старика убедили в эффективности предлагаемого лечения, потом он несколько раз переводил денежные средства мошенникам - всего 600 тыс. руб. за 50 капсул.

Позже пенсионеру позвонила незнакомка и предложила разоблачить злоумышленников, продавших дорогостоящую «пустышку». По полученной инструкции пенсионер совершил ещё несколько денежных переводов… В сумме потерял миллион.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно