«Уважаемые жильцы! В связи с увеличением канализационных засоров в ближайшие три дня в доме будет проводиться обработка канализационных сливов! Звоните и записывайтесь в очередь». Подобное объявление - одна из самых недавних «находок» коммерсантов.
Обязаловка со сноской
Многие нижегородцы видели грозные воззвания у себя в подъезде. Крупная подпись снизу «Процедура обязательна!» некоторых заставила обеспокоиться и вызвать-таки «специалиста». На идущую ещё ниже строчку, напечатанную в лучших традициях кредитных договоров чудовищно мелким шрифтом, мало кто обратил внимание: «Процедура обязательна. При условии, что вы желаете получить услугу».
Когда люди звонили «специалисту» из объявления, на том конце провода их заверяли: процедура совершенно бесплатная, оплатить нужно будет лишь материалы - 292 руб. 24 коп.
«Убеждали, что это какое-то уникальное средство - специально для наших труб и абсолютно безопасное, - рассказывает Надежда Гаврилова, жительница Автозаводского района Нижнего Новгорода. - А на поверку оказалось, что оставляли обычную кальцинированную соду - ту самую, что в любом хозяйственном магазине по 15 руб. за полкило».
Стоит ли говорить, что ни в домоуправляющей компании, ни в «Водоканале» о «срочной обязательной проверке» канализации слыхом не слыхали? Многие управдомы, кстати, сами взялись освободить подъезды от такой рекламы. На сайте одной из нижегородских УК даже вывесили своё объявление: «Уважаемые жители! В вашем доме сторонней организацией размещено объявление об обработке в срочном порядке внутренних сливов раковин, ванн, унитазов. Мы проведение подобных работ не согласовывали. Просим вас быть бдительными!»
Но потеря нескольких сотен рублей не так печальна, как нескольких тысяч, а то и десятков тысяч. Именно во столько горожанам обходится другая якобы городская программа по проверке и утеплению окон. Всё начинается со звонка: жителям предлагают встретиться с мастером, который (опять же якобы бесплатно!) обследует окна и устранит возможные неполадки.
«Окна у меня давным-давно стоят, думаю - и правда пора проверить, старые же. А тут всё будто бы бесплатно, по городской программе. Я и согласилась, - сокрушается Татьяна Михайловна, пенсионерка. - Пришёл мастер, что-то поковырял и заявил, что фурнитура на окнах никуда не годится, нужно менять и её, и уплотнители везде. Насчитал мне 12 тыс. руб.! Но денег таких у меня нет. Мастер начал уговаривать, скидки обещать. На одно моё слово у него десять! Убедил - внесла предоплату. А потом сын узнал - обманули меня, уплотнить окна на самом деле и двух тысяч рублей не стоит! Теперь эти «оконщики» возвращать деньги отказываются - говорят, что уже все материалы купили».
Под прикрытием «закона»
Несложно понять, что подобные методы «бесплатных осмотров» недобросовестные предприниматели переняли от бесчисленных продавцов «чудо-пылесосов», «суперфильтров» и ионизаторов воздуха, которые не так давно штурмовали наши телефоны и квартиры. От продаж они перешли к услугам.
В управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области объясняют: проблема в том, что все эти услуги и продажи по факту оставляют людям выбор - соглашаться или нет. Принуждения как такового нет. А когда услуга добровольная, она не нарушает закон. Весь вопрос в этике.
«У нас многие люди, особенно пожилые, очень поддаются рекламе с формулировками «официальный», «городской», «государственный» и т.д., - говорит Екатерина Репина, специалист по маркетингу. - И дело тут даже не в доверии к органам власти, а в привычке, оставшейся с советских времён: всё, что официально, - обязательно. Увы, непорядочные продавцы этим очень активно пользуются, оставляя добровольность таких соглашений мелким шрифтом под сноской».
Огромное поле для манипуляций коммерческим компаниям дал закон «Об энергосбережении» - он предписывает всем устанавливать приборы учёта ресурсов. Компании по установке и обслуживанию счётчиков мало того что обзавелись «официальными» названиями вроде «Горгазов», «Горсветов» и т.д., так ещё в телефонных разговорах не стесняются представляться сотрудниками администраций, муниципальных многофункциональных центров, ресурсоснабжающих компаний. Ссылаясь на закон, даже не просят, а требуют заказать, поверить или переустановить счётчик немедленно, и именно с их помощью.
Присказку «А не то отключим газ» многие взяли на вооружение. Но важно понимать: никто, кроме поставщика ресурса, отключить его не может! Ни прав, ни возможностей для этого у них нет. Не говоря уж о том, что даже звонить на ваш личный телефон коммерсанты не вправе - увы, об этом тоже знают немногие…
Храните доказательства
Сергей Смирнов, заместитель руководителя нижегородского УФАС, председатель экспертного совета УФАС по рекламе:
- Использование коммерческими компаниями названий, связанных с городскими или муниципальными службами, напрямую закон не запрещает. Но все прекрасно понимают, что люди данные наименования воспринимают как показатель того, что перед ними официальный представитель. Грань здесь очень тонкая. Если есть зарегистрированное название «Городская служба», «Облгаз» и так далее и компания просто рекламирует товар или услугу, то нарушения нет. Но когда некое ООО «Ромашки-васильки» называет себя напрямую городской службой, ссылается на официальные программы и законы и таким образом вынуждает потребителей прибегать к своим услугам, это уже повод разобраться.
К нам поступило много жалоб на подобное поведение и от граждан, и от других компаний. И во всех случаях мы установили нарушение закона «О рекламе» - распространение недостоверной информации. Штраф за такое нарушение для юридических лиц - до 500 тыс. руб. Многие такие организации мы сейчас разыскиваем, поскольку - что неудивительно - по заявленным адресам они не зарегистрированы.
Если вы получаете подобное «официальное» сообщение, нужно узнать у органов власти и госкомпаний, действительно ли объявленная программа существует и участвует ли в ней конкретная организация. Если нет, то это повод обратиться в антимонопольное ведомство. Туда нужно предоставить само рекламное сообщение, объявление или иные документы-доказательства и подать заявление в свободной форме.
Кстати
Навязчивые звонки на мобильный или домашний телефон сами по себе нарушают закон, объясняют в нижегородском УФАС. По закону любая рекламная кампания с использованием телефона требует предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений. Если такого согласия нет, то ни звонить, ни слать СМС или электронные письма вам просто не имеют права.
Конечно, вряд ли кто-то записывает на диктофон все телефонные разговоры, но с номером телефона нарушителя или распечаткой звонков, взятой у оператора связи, тоже можно и нужно обращаться в УФАС. Правда, добавляют специалисты, для начала надо убедиться, что вы сами случайно не подмахнули мелко прописанное согласие на рекламные звонки в очередном договоре с сотовым оператором, банком и т.д.