Примерное время чтения: 5 минут
2538

Старое новое Сормово. Как бывшая деревня стала родиной пароходов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 15/12/2021
Соборная улица в первые годы XX века (фото М. П. Дмитриева).
Соборная улица в первые годы XX века (фото М. П. Дмитриева). / Максим Дмитриев / Википедия

Сейчас Сормово – один из индустриальных районов Нижнего Новгорода. И его более чем четырёхсотлетняя история накопила множество ярких имён и событий.

От Марьина до Сормова

Как это часто бывает, всё началось с деревни. Изначально она называлась Марьино. Предание гласит, что это название деревня получила по имени одной из сестёр-разбойниц. Марья и Дарья якобы орудовали на дороге близ Волги.

Однако первое упоминание деревни в летописи – уже под названием Сорома. Оно относится к середине XVI века, а точнее – к 1542 году, времени правления царя Иоанна Грозного. Примерно тогда же были основаны и другие деревни, которые сейчас входят в состав Сормовского района, – Починки и Копосово.

Владельцем деревни Сорома был некий Терентий Шуманев, прозванный в народе Соромой. Отсюда и название этого населённого пункта. Терентий занимался бортничеством, и местность нынешнего Сормовского района подходила для этого промысла как нельзя лучше – это был труднопроходимый лес из сосен и дубов. По сохранившимся документам известно,что в те годы Терентий Шуманев судился из-за пограничной речки Халезевы (позже Хальзовка) со своим соседом, владельцем деревни Копосово Капасом Хабальщиковым.

По некоторым данным, уже к 1794 году в Сормове насчитывалось 94 двора, где проживали 686 человек. По другим историческим сведениям, деревня называлась Сорманова, и в ней размещалось 199 дворов.

Новый толчок в развитии деревни стало основание здесь Сормовского завода. Это произошло в 1849 году. В тот момент это был один из самых масштабных судостроительных заводов в России и Европе. Основатель и первый директор завода – Дмитрий Егорович Бенардаки. Он же и стал инициатором переименования в более приятное в произношении Сормово.

После строительства завода статус деревни поменялся – теперь она стала густонаселённым посёлком. На завод требовались рабочие, поэтому на заработки приезжали люди не только из соседних деревень и районов, но и со всей страны. Инфраструктура деревни не была рассчитана на такой наплыв людей, поэтому условия для проживания рабочих были тяжёлыми. Эти будни описаны в романе Максима Горького «Мать». Кстати, прообразами главных героев романа «Мать», революционера Павла Власова и Ниловны, были реальные жители Сормова и дальние родственники дедушки и бабушки Максима Горького: Пётр Андреевич Заломов – организатор демонстрации 1 мая 1902 года и его мать Анна Кирилловна Заломова, активно участвовавшая в революционной деятельности сына.

Постепенно посёлок начал застраиваться каменными и деревянными домами для рабочих, некоторые из них сохранились и сегодня.

Заводские будни

Значение Сормовского завода трудно переоценить – с первых дней своего существования он стал одним из главных арсеналов в Российской империи, работавший в каких-то нереальных темпах. Уже в год открытия завода на воду был спущен первый деревянный колёсный пароход «Ласточка», а спустя три года – первый пароход с металлическим корпусом «Орёл».

Пароход «Переворот», выпущенный на Сормовском заводе в 70-е годы XIX века.
Пароход «Переворот», выпущенный на Сормовском заводе в 70-е годы XIX века. Фото: Википедия/ Максим Дмитриев

Первые суда делались для Волжского пароходства, но затем началось производство и для внешних заказчиков. Владельцы фабрики традиционно придерживались курса на независимость и активное внедрение новой техники, строили эллинги, доки, обновляли оснащение цехов. Росло мастерство инженеров и рабочих, увеличивались и доходы. Железо поставлялось на завод с Демидовских заводов Урала, лес – с реки Унжи, снасти и другие материалы покупались на Нижегородской ярмарке и в соседних губерниях, и только котловые трубки выписывались из Англии.

В 1870 году здесь выпустили первую в России мартеновскую печь, в 1900 году – станки ударного канатного бурения. Первый морской дизельный танкер возвели в 1909 году. В 1920 году здесь произвели первый русский танк. С 1860 по 1869 год предприятия Сормовской верфи выпустили 40 паровых машин. Судно с названием «Лев», предназначенное для речного пароходства по Волге, было самым крупным. И по сей день завод «Красное Сормово» – один из крупнейших и старейших судостроительных заводов России.

А Сормово из посёлка к 1922 году стало сначала Сормовским уездом с центром в селе Сормово, а с июля 1922 года – отдельным городом Сормово. В 1928 году город вошёл в состав Нижнего Новгорода.

Неповторимый колорит

Вместе с развитием завода шло и развитие всего Сормова. Появились постройки, которые и сегодня гордость района: Спасо-Преображенский собор (1900−1903 гг. постройки), церковно-приходская школа церкви святого блаженного князя Александра Невского (1902−1904 гг. строительства); жилой трёхэтажный дом служащих Сормовского завода (1904 г.), клуб инженеров и служащих Сормовского завода (1906 г.).

Современное Сормово бережно сохраняет дома старого посёлка конца позапрошлого века. Многие из них украшены уникальной деревянной резьбой с датами постройки. Здесь есть и интересные советские постройки.

В Копосове расположен ещё один уникальный храм – церковь Святой Живоначальной Троицы, по преданию, основанный самим преподобным Сергием Радонежским, напротив него сохранилась гиперболоидная Шуховская башня.

Сегодня в районе проживает свыше 160 тыс. человек. Но по-прежнему здесь сохраняется уникальный колорит и ценные для нашего города памятники природы, в частности Копосовская дубрава.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно