У наших социальных и частных автобусов много проблем: сбои в расписании, вечная толчея, изношенный автопарк. Но бывают неприятности посерьёзнее, когда цена поездки – сломанный позвоночник или другие травмы. Кто в ответе за тех, кто в салоне?
Осторожно, двери не закрываются!
20 марта в Нижнем Новгороде произошёл страшный случай. В 5.45 утра на полном ходу из маршрутки №67 выпала женщина. По данным управления ГИБДД по Нижегородской области, 51-летняя пассажирка получила острую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа и ушиб головного мозга. Она попала в реанимацию.
По версии водителя, пассажиры сами выдавили дверь. Неужели салон общественного транспорта в 5.45 утра был заполнен до отказа и дверь была не до конца закрыта? Очевидцы в соцсетях утверждают, что люди действительно скопились на остановках в столь ранний час, поскольку с кольца на улице Мончегорской долго не было ни муниципальных автобусов, ни частных маршруток.
«Есть такое понятие – «оттянуть» рейс, чтобы собрать как можно больше пассажиров. Каждый водитель знает, в какие часы самый большой пассажиропоток, – говорит бывший водитель общественного транспорта Юрий Колосов. – На 67-м маршруте многие в такую рань едут на смену на автозавод. Чуть задержался на кольце – и вот тебе полный салон, а следовательно, и собираемость денег за билеты возрастает».
По мнению Юрия Колосова, причиной задержки маршрутки на кольце могли быть и неисправности с дверью, из которой в итоге и выпала пассажирка.
И это вовсе не единичный случай. В июле 2020 года компрессионным переломом позвонка закончилась для 26-летней девушки поездка в автобусе до посёлка Железнодорожный Борского района.
Спустя месяц сломала позвоночник при падении в маршрутке №319 65-летняя женщина: вероятно, водитель резко затормозил и допустил падение пассажирки.
Стоять и «обилечивать»
По происшествию 20 марта вскоре проведут проверку, сообщили «АиФ-НН» в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Нарушение требований безопасности перевозки пассажиров, если оно подтвердится, может грозить перевозчику лишением права обслуживать маршрут. По российскому Кодексу об административных правонарушениях должностным и юридическим лицам за такие деяния положен штраф от 20 тыс. до 100 тыс. руб.
«Вместе с региональным минтрансом мы периодически проверяем соблюдение транспортными предприятиями требований безопасности перевозок, – рассказал заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД России по Нижегородской области, майор полиции Алексей Еремеев. – Сам перевозчик должен контролировать этот вопрос каждый день. Сотрудник ГИБДД тоже вправе остановить общественный транспорт, если заподозрил технические неисправности или если его насторожило поведение водителя на дороге. Дорожный полицейский может заставить водителя завершить рейс. Все случаи ДТП с участием общественного транспорта, в том числе травмирование пассажиров, ГИБДД фиксирует каждый месяц в специальном письме, которое отправляют в минтранс области с предложениями об устранении причин происшествий».
Кстати, по правилам дорожного движения ничего не должно отвлекать водителя от управления транспортным средством – источником повышенной опасности. А значит, продавать пассажирам билеты и отсчитывать сдачу он вправе только на остановках – никак не на ходу. Во время движения транспорта торговать билетами может только кондуктор.
Водитель, срочно «скорую»
Если во время поездки на общественном транспорте вы получили травму, первым делом сообщите об этом водителю, рекомендуют специалисты регионального минтранса. По закону шофёр обязан остановиться, вызвать «скорую помощь», а та должна зафиксировать вред здоровью, уточнив степень тяжести.
Водитель также обязан предоставить пассажиру сведения о компании-перевозчике и страховой компании, куда необходимо обратиться за компенсацией вреда. Как правило, эта информация есть и в салоне общественного транспорта.
Если вы покинули общественный транспорт и лишь потом поняли, что получили травму, всё равно нужно вызывать «скорую помощь» или обратиться в больницу. Обязательно сохраните автобусный билет, который будет доказательством совершённой поездки!
Закон № 67-ФЗ от 14.06.2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика» (ОСГОП) распространяется не только на ущерб здоровью и имуществу при ДТП, но и на другие происшествия в салоне: например, на падения пассажиров при выходе и входе, резком торможении и т. д.
Вину водителя во всех случаях устанавливает ГИБДД или суд.
Пострадавшему пассажиру нужно обратиться за компенсацией в компанию, с которой у перевозчика есть договор о страховании жизни и здоровья пассажиров. На руках у пострадавшего пассажира должны быть копии материалов, где указан виновник происшествия на транспорте. Потребуются также медицинские справки, подтверждающие факт получения травм, характер травм и тяжесть. Нужны будут финансовые документы, где зафиксированы затраты на лечение, подтверждён факт утраты заработка и размер недополученного дохода.
Если в возмещении ущерба страховая компания отказала или сумма компенсации не устраивает пострадавшего, решение страховой компании можно оспорить в суде.
Выживай, пассажир
В общественном транспорте пассажир должен заботиться о себе сам.
«Если говорить глобально, то мы в России не живём, а выживаем, находясь постоянно в каком-то стрессе, - считает юрист, автомобильный эксперт Александр Дейч. - Касается это и общественного транспорта. Что греха таить, в Нижнем Новгороде и области он ужасен! Автобусы в большинстве случаев изношены и у частных, и у муниципальных перевозчиков. Водителям и кондукторам, по моей информации, платят довольно невысокую зарплату. Как следствие – у них, как правило, нет нормальной квалификации. Вас просто абы как везут!
Что касается страхового покрытия, положенного пассажирам при травмировании в общественном транспорте... Недавно я как юрист разбирал дело о ДТП. Пострадал двухлетний ребёнок: у малыша была черепно-мозговая травма и рваные раны тела, на них пришлось даже швы накладывать. Два с половиной месяца кроху лечили, родители тратили на это немалые деньги. В итоге за вред здоровью ребёнка страховая компания выплатила семье 250 руб.! Уверяю, если вы получите повреждения во время поездки на маршрутке или в автобусе, компенсация будет приблизительно такой же.
Думаю, после того как женщина выпала из маршрутки и была настолько серьёзно травмирована, должна случиться «вспышка» различных проверок. Но почему-то в обыденной жизни ничего подобного не происходит. По большому счёту, безопасность пассажиров никого не интересует?
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих? Я бы посоветовал людям, пользующимся общественным транспортом, в частном порядке оформить страховку жизни и здоровья. В этом случае, получив повреждения в автобусе или трамвае, они хотя бы смогут рассчитывать на ощутимую компенсацию».