Нижний Новгород, 2 июля - АиФ-НН. По Вере АКУЛОВОЙ, 77-летней пенсионерке, инвалиду II группы, водитель-лихач буквально проехал. К счастью, Вера Николаевна осталась жива, но получила тяжёлые травмы. Кто за это ответит?
С 1 апреля 2013 года действует закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Согласно документу, те, кто ездит в автобусах и трамваях, смогут получить после одной неудачной поездки в автобусе до 2 миллионов рублей. Таков размер компенсации за травмы по закону. А получают ли её жертвы транспортного произвола?
Роковой «Шумахер»
Мы отправились в больницу, чтобы навестить Веру Николаевну. Женщина вспоминает: возвращаясь на маршрутке T-57 от знакомой, она даже не подозревала, что не доедет до дома и несколько месяцев ей придётся провести на больничной койке.
Сначала пострадавшая отнеслась к нам очень настороженно, приняв за сотрудников фирмы-перевозчика. Оказалось, что за две недели, что она провела в палате, ни водитель, ни его начальство её так и не навестили. Узнав, что мы из газеты, женщина расплакалась.
- Так быстро с верхней части до центра Сормова я ещё не добиралась, - пытаясь перевернуться на бок, говорит Вера Николаевна. - Воскресным вечером водитель гнал по пустой дороге так, что столбы за окнами мелькали. С улицы Белинского до остановки «По требованию» мы домчались минут за 15. Мне всё время хотелось его одёрнуть, но что-то постеснялась.
«По ногам едете!»
Вера Николаевна сквозь слёзы вспоминает, как шофёр всю дорогу весело болтал с кондуктором - молодым парнем, который сидел спиной к пассажирам. Им было глубоко наплевать, что происходит в салоне.
- Выходила я через переднюю дверь. Вперёд меня выпорхнули из автобуса две девчушки-подростки. В отличие от них я спускалась по высоким ступенькам медленно, крепко ухватившись за поручень, - вспоминает с дрожью в голосе пенсионерка. - Не успела я ступить одной ногой на землю, водитель захлопнул дверь, и автобус буквально рванул с места. Меня отбросило на асфальт, я упала навзничь, от испуга и боли стала кричать во весь голос. Я ещё долго буду в страшных снах вспоминать, как я лежу и ору, а автобус трогается с места и едет по моим ногам.
Веру Николаевну от дороги оттащили девочки-пассажирки, а водитель с кондуктором молча стояли у своего автобуса. Также отстранённо они наблюдали, как корчившуюся от боли пассажирку заносили в «скорую»…
Прикована к постели
Сейчас Вера Николаевна мечтает только об одном - встать на ноги.
- Я так хотела съездить в Чернигов на могилу брата, - вздыхает она.
Но прогнозы медиков неутешительны - в гипсе её левая нога будет ещё 2-3 месяца, столько же времени потребуется на реабилитацию.
- Пострадавшая Акулова была доставлена с ушибом правой голени и закрытым переломом левой голени, у неё раздроблено колено, - сообщил врач травматологического отделения больницы №12 Валерий ГОРЮНОВ. - Идёт процесс лечения, её состояние оценивается как средней тяжести. Сколько она будет прикована к постели, пока сказать сложно.
А родственники Веры Николаевны тем временем пытаются привлечь к ответственности водителя и его начальство и получить законную компенсацию, положенную пострадавшей по страховке.
«Мы ни при чём!»
- Сначала водитель автобуса обещал оплатить лечение крёстной в частной клинике, лишь бы мы не сообщали о происшествии начальству, - рассказывает племянница пострадавшей Любовь АКУЛОВА. - Как только я поняла, что он нас водит за нос, сразу набрала номер автопредприятия. - Вскоре мне назначили встречу с руководством. Женщина, представившаяся начальницей того самого водителя, с ходу заявила, что не чувствует никакой вины за произошедшее, и… также предложила оплатить лечение в частной клинике, где крёстную окружат повышенным вниманием. Но опять же дело только обещаниями и закончилось.
После долгих расспросов бизнес-леди сообщила, что автобусы застрахованы, и неохотно выдала название страховой компании.
- Страховщики мне заявили, что все компенсации они выплатят только по заявлению фирмы-перевозчика, а таковых не поступало, - вздыхает Любовь Акулова. - Что же нам теперь делать? Как добиться справедливости?
Мы дозвонились в автопредприятие, автобус которого «довёз» пенсионерку до больницы, и получили от ворот поворот.
- Никаких комментариев мы не даём! - отрезали на том конце провода.
В суд надёжнее
Сложившуюся ситуацию прокомментировали предприниматели, много лет занимающиеся частными перевозками в городе.
- К несчастью, подобные случаи иногда происходят на линии, - говорит индивидуальный предприниматель Дмитрий КАРГИН. - И всегда мы стараемся загладить свою вину и предлагаем пострадавшему денежную компенсацию. Если человек не соглашается с размером, то он обращается в суд с требованием возместить моральный и материальный ущерб. Так, 2 года назад мы выплатили около 50 тыс. рублей пострадавшей в одном из наших автобусов. Проблема в том, что сейчас в городе работает много нелегальных маршруток, например, целый маршрут Т-8 («АиФ-НН» писал об этом - см. «Конечная - приёмный покой», № 21 от 22 мая 2013 года). Скорее всего, привлечь к ответственности таких теневых бизнесменов сложно.
Сами перевозчики признают: получение страховки - дело долгое, поэтому сразу идите в суд. Но хватит ли сил судиться у пострадавшей пенсионерки?
КОМПЕТЕНТНО
Евгений ТРОШИН, председатель правления Нижегородской ассоциации страховщиков:
- У каждого юрлица или ИП, который занимается коммерческими перевозками пассажиров, за исключением метро и легковых такси, должен быть полис обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Причём наступление ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством, или иных условий. Стоимость полиса для перевозчиков на городских и пригородных маршрутах составляет от 10 до 30 тыс. рублей в зависимости от интенсивности перевозок и количества пассажиров. Но, к сожалению, некоторые страховые компании продают полисы по заниженной стоимости. Это чревато тем, что при наступлении страхового случая пострадавший не сможет получить в полной мере компенсацию, полагающуюся ему по закону.
ОФИЦИАЛЬНО
Александр ЛОБАЕВ, заместитель директора департамента транспорта Нижегородской области:
- Все крупные перевозчики в Нижегородской области застраховали свою ответственность. Безусловно, это должно улучшить защиту пассажиров, а также качество транспортных услуг. При несчастном случае перевозчик обязан немедленно сообщить потерпевшему о его правах по договору обязательного страхования; о порядке действий для получения возмещения причинённого вреда; страховщике, договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия). Если же перевозчик не застрахован, то он самостоятельно несёт ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и занимается возмещением ущерба. В случае если перевозчик отказывается добровольно возмещать материальный и моральный ущерб, потерпевшим следует обращаться в суд.
ВАШЕ ПРАВО
Сергей МАЗИКОВ, руководитель Агентства по защите прав потребителей:
- Чтобы воспользоваться своим правом на получение страхового возмещения, пассажир должен подать страховщику письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, а также документы, подтверждающие тяжесть травмы и сам факт нахождения в пассажирском транспорте (это подтвердит проездной билет или свидетельские показания). Они должны содержать сведения о потерпевшем, произошедшем событии и его обстоятельствах, а также о характере и степени повреждения здоровья потерпевшего. При причинении вреда имуществу потерпевший должен представить документы, подтверждающие стоимость ущерба: багажную квитанцию, опись повреждённого или утраченного при перевозке имущества с указанием его примерной стоимости.