Примерное время чтения: 11 минут
684

Школа закрывает двери. В регионе продолжается оптимизация учебных заведений

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 26/08/2015
А. Витвицкий / АиФ

Школы и детсады объединяют, некоторые учебные заведения закрывают, попадут под оптимизацию и коррекционные школы. Куда пойдут 1 сентября нижегородские дети?

Невозможно содержать

23 малокомплектные школы закроют в этом году. Всему виной, по словам чиновников, подушевое финансирование детей. Деньги, выделяемые на несколько десятков учеников, просто не позволяют содержать целую школу. Приходится доплачивать из районного бюджета, у которого нет возможностей. В региональном министерстве образования подчёркивают - школы закрывают по решению местных властей и после схода жителей.

«Во главе угла должно стоять качество образования для каждого ребёнка. Необходим и сильный кадровый состав, и современные условия, отвечающие всем требованиям безопасности. Поэтому и проходит процесс реорганизации общеобразовательных школ в Нижегородской области», - подчеркнула Любовь Шмонина, начальник управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей минобразования региона.

Но далеко не все малокомплектные школы закрывают. 213 сельских учебных заведений перевели на индивидуальное финансирование. Закрыть их нельзя - они расположены в отдалённых районах, и детям просто негде будет учиться, или невозможно будет организовать подвоз учеников в другие школы.

Коснулась оптимизация и областного центра - по словам Стеллы Сидоркиной, замдиректора департамента образования Нижнего Новгорода, под реорганизацию попали 32 школы. Но их закрывать не собираются - всё сводится к изменению юрлица. Учебные заведения объединяют, один директор теперь возглавляет сразу несколько учебных заведений. На самом учебном процессе это не скажется. Дети учатся всё в тех же зданиях.

«Чем мы хуже?»

Сельчане крайне болезненно относятся к закрытию школ в родных деревнях. Люди привыкли, что их дети ходят учиться на соседнюю улицу, все друг друга знают, в школе сложилась семейная атмосфера. К примеру, в деревне Фундриково Семёновского района очень сожалеют, что дети больше не переступят порог старенькой одноэтажной школы.

«Школа у нас хорошая, педагоги замечательные. Ребятам очень нравилось здесь учиться. Теперь их будут возить в соседнюю деревню Полом. Там такая же школа в старом одноэтажном деревянном здании. Чем мы хуже? Оставили бы нам наши классы», - сетует местная жительница Наталья.

Деревня Полом от Фундрикова в 6 км. 1 сентября обещают пустить школьный автобус. Родители переживают, а если ребёнок опоздает, и автобус уедет, ему через лес одному идти? Всё-таки школа остаётся объединяющим фактором для сельчан, и если её не будет, молодые родители, у кого подрастают дети, уедут из села.

Всей деревней жители села Валгусы Бутурлинского района встали на защиту родной школы. Учебное заведение «молодое» - ему всего 22 года. Такому зданию могут позавидовать и нижегородцы.

«В нашей школе есть всё, что нужно для современного образования. Сегодня она стала социокультурным центром. Большой спортзал, большой актовый кинозал, тренажёрный... Хороший кабинет информатики с новыми компьютерами, интерактивными досками. И ещё много чего», - рассказала местная жительница Ирина. - Школа дважды выигрывала гранты президента по 1 млн руб.

Местные жители собрали в поддержку школы более 300 подписей. В итоге приняли решение в учебном заведении оставить начальную школу - с первого по четвёртый класс. Дети теперь учатся в комплекте - все ребята в одном классе. Так организовано обучение в малокомплектных сельских школах.

«Всего в школе числится 40 учащихся. Учеников среднего звена и старшеклассников будем возить в Бутурлинскую школу, что в 3 км от села Валгусы. Согласитесь, это небольшое расстояние. Многие жители деревни ездят в райцентр на работу. Школа в данном случае не является селообразующей, - рассказал журналисту «АиФ-НН» Владимир Козлов, начальник управления образования, молодёжной политики и спорта Бутурлинского района. - Мы приложили усилия, чтобы весь учебный комплекс остался в системе образования. Здесь работает культурный центр, который нуждался в расширении площадей. В Бутурлино нет ФОКа, поэтому спорткомплекс используем для занятий и детей, и взрослых. Думаем, как будем возить детей заниматься спортом в Валгусы из райцентра».

По словам чиновника, это большое достижение, что здание остаётся в системе образования. Чаще бывает, что ликвидируют учебные заведения, и здания стоят закрытыми.

«Закрытие школ - мера вынужденная. Введённое подушевое финансирование диктует новые условия. Нельзя же педагогам платить 3-4 тыс. руб. в месяц (а именно такая зарплата будет, если в школе 15 детей). Мы столкнулись с ситуацией, когда в сельском детсаду остался один ребёнок и 7 сотрудников», - говорит В. Козлов.

Дети «потеряются»

Беспокойство родителей вызывает не только закрытие сельских школ. Что будет с коррекционными школами?

«В Нижнем то тут, то там закрывают логопедические группы в садах, в лучшем случае заменяя их на логопункты. Нам сообщили, что с 2016 года все коррекционные школы должны стать общеобразовательными. А как же особые условия для детей с ограниченными возможностями? - говорит мама малыша с нарушениями слуха Юлия. - Нам сказали, что интернат для глухих детей на Анкудиновском шоссе будут оптимизировать, объединять с учреждением из области. Зачем это делается?»

По нашим данным, окончательного решения по этой ситуации ещё не приняли. Сегодня чиновники рассматривают возможность объединить коррекционную школу в Горбатове Павловского района и интернат для глухих детей в Нижнем Новгороде. Также могут перевести детей из большемурашкинского интерната в нижегородскую школу-интернат № 65 на пл. Лядова. По данным департамента образования Нижнего Новгорода, для создания большого учебного комплекса на Анкудиновском шоссе школе должны передать здание детдома. И ясно, что это вопрос не 2015 года.

В Горбатове, конечно, вопрос этот принимают близко к сердцу и очень переживают.

«Не хочется, чтобы детей от нас забирали! В нашем интернате сложилась очень тёплая атмосфера, 52 воспитанника растут в маленьком городке на берегу Оки, в экологически чистом месте. В большом городе они могут потеряться. Там и дети другие, более развитые, активные, - грустно констатирует в беседе с «АиФ-НН» Нина Блохина, директор Горбатовского интерната. - У нас хорошие условия, замечательные педагоги, прекрасная слуховая аппаратура. Здание не требует капитального ремонта. Родители, конечно, волнуются».

Педагоги переживают, куда трудоустроятся после закрытия интерната в Горбатове. В учреждении работает 83 человека. Сложились уже династии педагогов. В Нижний работать вряд ли кто-то поедет - всё-таки в Горбатове у многих дом, семья, дети. Захочет ли сурдолог из Павлова отдавать всю зарплату за съёмное жильё в областном центре?..

Есть разные причины оптимизации, объективные и вполне логичные. Главное - как принятые взрослыми решения отразятся на детях? Например, не отобьют ли желание учиться бесконечные переезды?..

Нужен особый подход

Ирина Тарасова, директор департамента образования Нижнего Новгорода:

- Коррекционные школы в областном центре не закрывают. Я считаю, что этого делать нельзя: у каждого учебного заведения - своя специфика, свой профиль.

Развивая инклюзивное образование, мы разработали программу вместе с Фондом «Обнажённые сердца» Натальи Водяновой. В проекте, который мы воплощаем вместе со специалистами из Швеции, Франции и Германии, участвуют шесть школ Нижнего Новгорода.

Наши педагоги учатся у зарубежных коллег новым методикам обучения детей с ограниченными возможностями, в том числе с аутизмом. Сколько особенных детей сегодня в общеобразовательных школах, и педагоги не знают, что с ними делать. Ребёнок умный, хороший солнечный малыш, но бывает порой неадекватен в поведении: может начать ходить на уроке, закукарекать, залезть под стол, может стащить с учителя очки, стукнуть по щеке… Такие люди требуют особого отношения. Чем раньше с такими детьми начать правильно работать, тем раньше можно преодолеть признаки их болезни. В школах открывают специальные спортплощадки, кабинеты для индивидуальной работы с такими детьми.

Что касается коррекционного дошкольного образования, муниципалитет создаёт комбинированные группы, если на то нет запрета у медиков.

Официально

Виктор Шмелёв, начальник отдела общего образования министерства образования Нижегородской области:

- Как и в прошлые годы, сеть коррекционных школ в регионе сохраняется без изменений. Наш регион - один из немногих, где работают все виды коррекционного образования. Всего в нашей области работают 49 подобных образовательных организаций. Кроме того, открыто 550 классов в общеобразовательных школах, где реализуются адаптивные программы для детей с ограниченными возможностями. Такая форма обучения помогает социализации особенных детей.

По федеральному законодательству до 1 января 2016 года все специальные (коррекционные) школы должны внести изменения в наименования организации, указав свою особенность: общеобразовательная организация, реализующая адаптивные программы. Но изменение названия не влечёт кардинальных перемен в обучении. Современная тенденция - приблизить детей с ограниченными возможностями здоровья к обычным, здоровым ребятам - характерна для всей страны. Поэтому в России активно развивается инклюзивное образование.

Открытые дети в открытом обществе

Владимир Чикишев, художественный руководитель театра «Пиано», директор школы-интерната для глухих детей, заслуженный работник культуры РФ:

- Главный вопрос в том, по какому принципу объединять коррекционные школы. По диагнозу? Но ведь, например, глухие и слабослышащие дети - это во многом разные люди. У ребят разный менталитет, особенности развития, мироощущения. Образовательные программы у них разные! Слабослышащие дети в школе получают полное среднее образование, глухие - общее, так что в один класс их уже не объединить.

Я сам сторонник инклюзивного направления коррекции таких особенных детей - чтобы они включались в нормальную жизнь по максимуму. Мы в нашем театре уже 30 лет работаем именно в этом направлении - делаем так, чтобы глухие дети как можно чаще встречались со слышащими сверстниками. Только так решаются вопросы социализации, развития, у них появляется особая мотивация, развивается речь и многое другое. Не так давно в Санкт-Петербурге мы участвовали в проекте: наши дети жили в летнем творческом лагере вместе с детьми-актёрами Санкт-Петербургского Упсала-цирка. Поставили общий спектакль - результат потрясающий! Это разные миры, но они дополняют, воспитывают друг друга.

Так что вопрос в том, как хорошо мы будем находить точки взаимодействия таких детей с окружающим миром. Если мы проводим лишь специальные мероприятия «для инвалидов», то не получилось бы, что мы объединяем людей по признаку ущербности - и это неправильно. Так теряется весь смысл коррекции!

Наша задача - сделать так, чтобы все забыли, что наши дети в чём-то не такие. Тогда возникает не жалость к ним, а уважение и даже восхищение. Для этого детей с особенностями развития нужно учить мастерству, профессии. Это вопрос качества обучения. И каждый раз нужен необычный, нестандартный подход. Надо развивать формат инклюзива в культуре и образовании, хотя бы включать это направление как отдельную программу в дополнительном образовании, спорте и др.

Интернаты не должны быть закрытыми, они должны привлекать людей, там должна кипеть такая жизнь, чтобы было интересно всем горожанам приезжать в эти центры, участвовать в событиях. Тогда возникает взаимный интерес, перерастающий в дружбу, совместные проекты. Так мы намного эффективней помогаем нашим детям с особенностями развития. Только в реальном творческом взаимодействии они чувствуют себя мастерами, умелыми, талантливыми, нужными. Так они не просто подготовятся к жизни. Они её уже творят на равных и вместе со своими слышащими сверстниками! Тогда интернат, театр становится ещё и центром воспитания поколения детей и молодёжи, своеобразным лекарством для города. На выходе же из закрытой школы попасть в открытое общество - вот где настоящий стресс.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно