Какие программы предлагают воспитанникам честные детские сады и школы? Кому доступно частное образование?
И талантливым, и трудным
Для кого подходит частное образование? Что выбрать - дорогую частную школу или муниципальное образовательное учреждение у дома?
«Частное образование рассчитано на нестандартных детей - детей одарённых, которые опережают программу обычной школы, или на трудных учеников - на тех, кто не вписывается в предложенные рамки, кому неуютно в больших классах, - считает Руслан Кипятков, директор нижегородской частной школы им. С.В.Михалкова. - Скажу честно: если ребёнок успешный, здоровый, у него всё получается и за это не надо родителям платить, он будет учиться в государственной школе».
Частная школа - заведение малокомплектное. Здесь, в отличие от муниципальных заведений, в классах не больше 10-15 человек. Ребёнок занят полный день, он может не только изучать основную программу, но и дополнительно заниматься в кружках, на факультативах, секциях. Блок дополнительных занятий по научному, творческому и спортивному развитию в частных школах достаточно большой. Хотя и государственные школы сегодня постепенно переходят на формат полного дня с самыми разными внеурочными занятиями.
«Иногда дети приходят в частную школу в первый класс, иногда - в классы постарше, из муниципальных школ. В частных школах дети разные - одарённые, проблемные, с ограничениями по здоровью, сироты, из многодетных семей. И наша задача - разглядеть потенциал каждого. У нас учится в 8-м классе Тимур Зарубин, ребёнок незаурядный, выделяется среди сверстников. Он в 5-м классе с лёгкостью решал квадратные уравнения. А на днях занял третье место в региональной естественно-научной конференции школьников «Школа юных исследователей». Для таких детей нужны особые условия, - рассуждает Екатерина Хлюнева, директор частной школы им. Н.И. Лобачевского (Дзержинск). - Порой частная школа для мам и пап - последний шанс дать ребёнку среднее образование. Неудачи детей могут быть связаны и с недостаточным контролем родителей и учителей, и с ленью, и с неверием в себя, и со страхом. Нам надо ребёнка заинтересовать».
Частная школа должна работать по госстандартам и выдавать по окончании аттестат гособразца. У учебного заведения должна быть лицензия на образовательную деятельность. Также должны быть организованы пищеблок и медкабинет.
Частный детсад - по стандартам
Некоторые родители сегодня отдают детей в частный детский сад. Чем он отличается от муниципального?
По словам Ирины Тумановой, директора негосударственного дошкольного учреждения «Любимчики», частный детсад тоже должен работать по государственным стандартам. Помещения должны соответствовать нормативам, обязательна ограждённая территория с уличным игровым оборудованием, нужна парковка для автомобилей родителей. Такие детсады принимают малышей от полутора лет. Ребёнок может находиться в саду или 8, или 12 часов. Можно выбрать индивидуальное меню. Обязательно медицинское обслуживание воспитанников - если нет своего медика, то нужен договор с поликлиникой или частным центром. Садик должен пройти все проверки санитарного и пожарного контроля, получить заключение Роспотребнадзора. Результаты проверок публикуют на сайте учебного заведения, как и все правоустанавливающие документы.
«Выбирая детсад, родители могут пройти по всем помещениям, посмотреть, как готовят еду, снять пробу», - рассказывает И. Туманова.
Без поддержки никак
Сегодня частным школам активно помогает государство. По словам Михаила Цветкова, начальника отдела общего образования департамента образования Нижнего Новгорода, с 2009 года из федерального бюджета выделяют субвенцию - подушевое финансирование на реализацию основной программы среднего образования. По словам представителей учебных заведений, в среднем это 200-300 тыс. руб. в месяц. Бюджетные средства «частники» могут потратить на зарплату педагогов, на оборудование, учебную литературу. Без этого, говорят представители частных учебных заведений, было бы сложно выжить. Индивидуальные условия требуют больших вложений, хороших преподавателей, особых методик. На это уходит львиная доля бюджета учебного заведения, констатирует Руслан Кипятков.
Городские власти разрабатывают план содействия частным учебным заведениям. Недавно создана Ассоциация частных образовательных учреждений города, куда принимают школы и детсады только с хорошей репутацией.
«Цель ассоциации - поддержать рынок образовательных услуг, повысить их качество, решить спорные вопросы между родителями и учебными заведениями, - рассказывает Нина Седова, советник главы администрации Нижнего, директор ассоциации. - Сейчас стоит задача сократить очереди в детсады. Строить новые дошкольные учреждения можно на основе государственно-частного партнёрства. Предприниматели вкладывают деньги в создание детсада, а власти выделяют на льготных условиях помещения и земельные участки под строительство учебных заведений. Муниципалитет снимет с себя серьёзную нагрузку. Такой опыт уже есть в ПФО».