Быстрая помощь водителю
На VII полевых испытаниях робототехнических систем «РобоКросс-2016», которые проводил фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски совместно с «Группой ГАЗ», работу беспилотников показали 14 студенческих команд из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Коврова, Рязани. Транспортные средства, выполненные на базе автомобилей «ГАЗель», снегоболотохода и других, проходили полосу препятствий самостоятельно. В кабине нет водителя, и решение, как двигаться, где сделать поворот, где притормозить, принимает робот.
- Это не развлечение и не просто зрелищное мероприятие - это возможность решить современные реальные технические задачи, - считает Евгений Сударский, руководитель центра компетенций концепции продукта Объединённого инженерного центра «Группы ГАЗ». - Что каждый из нас в первую очередь ждёт от транспорта? Безопасности. Наша компания разрабатывает технику с автоматизированными системами помощи водителю - они снизят риск дорожно-транспортных происшествий, которые происходят из-за человеческого фактора.
Беспилотники сами распознают дорожные знаки и сигналы светофора, они могут предотвратить выезд на встречную полосу, объехать препятствие. В первую очередь такими системами мы будем оснащать пассажирский автотранспорт - автобусы ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ. «РобоКросс» - это шаг к созданию автомобилей с функцией автопилотирования, наработки студентов нам очень пригодятся.
Пройдёт везде
Каждый такой кросс дарит технические находки. Максим Петров, руководитель программы «Робототехника» Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело», объяснил, чем отличаются нынешние соревнования:
- Появилось новое направление - «РобоКросс-технологии». Теперь команды могут сосредоточиться на конкретных задачах в области беспилотных интеллектуальных систем, не растрачивая силы на сборку полной модели. Это повысит и качество, и количество проектов. Больше всего востребованы идеи, делающие транспорт безопаснее, - когда беспилотники предупреждают о возможном фронтальном столкновении или о смене полосы движения.
Традиционно на кросс выходят не только наземные беспилотники, но и летающие. На этот раз задачу воздушным роботам усложнили: им нужно было поднять в небо груз, сбросить его в строго установленном квадрате и вернуться назад. Такие системы используют при доставке опасных грузов или при посещении опасных для человека районов планеты.
Трасса к работодателю
Беспилотники, участвовавшие в состязаниях, созданы в основном студентами - будущими инженерами, которых ждут на заводах компании и других промышленных предприятиях. Так что кроссы решают ещё и кадровые задачи.
- К нам приезжают ребята из лучших технических вузов страны, - говорит Надежда Глуменкова, главный специалист дирекции по персоналу группы. - Мы можем здесь выбрать самых талантливых. Почти все участники кросса приходят к нам на практику. В итоге у нас появились 72 новых сотрудника, и пришли они не с пустыми руками, а с креативными идеями и разработками.
Необычно видеть, как «ГАЗель» без водителя в кабине с ювелирной точностью объезжает препятствия на трассе полигона, разворачивается, останавливается на красный свет светофора.
Радары чудо-машин не только распознают препятствия, но и сами намечают маршрут.
- Даже одна и та же трасса никогда не бывает одинаковой: прошёл дождь, начался снег, ветер, туман… Всё это меняет ситуацию, и это должен распознать искусственный интеллект, - рассказывает Станислав Голь, куратор команд «Аврора» и Avrora Robotics. - Роботу предстоит принимать решения. Это особенно важно в ситуациях, когда надо избежать аварии: робот действует быстро, чётко, без эмоций. Каждая разработка ребят способна спасти людям жизнь!