Как по кирпичикам разбирали нижегородские церкви и монастыри? Правда ли, что люди отрекались от Бога через газеты? И кто достоин дня памяти в церковном календаре?
«АиФ-НН» спросил об этом у настоятеля Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, архимандрита Тихона (Затёкина), председателя епархиальной комиссии по канонизации святых.
Храмы продали на кирпичи
– Отец Тихон, какой была Нижегородская епархия до событий 1917 года?
– Можно сказать, что Нижегородская епархия вслед за Санкт-Петербургской и Ладожской, Московской епархиями была одной из самых процветающих в стране. Духовенства до 1917 года в епархии насчитывалось около 3 тыс. человек. Были построены несколько тысяч храмов, открыты девять крупных монастырей.
Храмы строились исключительно на деньги благотворителей! Епархия этим не занималась. Более того, после возведения храма построивший его купец или другой благотворитель пожизненно становился старостой или ктитором и нёс все расходы по содержанию нового дома божьего.
– Как я понимаю, большинство из возведённых храмов в Нижегородской епархии были стёрты с лица земли новой властью?
– То, что происходило с храмами в том же Нижнем Новгороде, легко понять на примере святынь Нижегородского кремля. После 1917 года кремлёвские храмы были разорены. Потом новые власти пошли на хитрый ход: заключили договоры на содержание этих храмов с церковными общинами, но при этом служить в храмах было запрещено. Официальным собственником помещений считался Нижегородский губмузей. Люди соглашались на такие условия, лишь бы храмы не закрывали.
Но после 1920-х годов общины стали отказываться от содержания храмов, потому что денег даже на еду людям не хватало катастрофически. Нижегородский музей стал искать арендаторов для храмовых помещений, но и те недолго смогли содержать большие церковные здания.
Тогда губмузей принял решение храмы продать на кирпичи. Из большемерного кирпича XIX века кремлёвского кафедрального Спасо-Преображенского собора полностью построили здание нынешнего Дома Советов в кремле. Возвели новые здания и из кирпичей Симеоновской и Успенской церквей кремля.
Печёрский и Благовещенский монастыри в Нижнем Новгороде уцелели, поскольку считались памятниками старины, музей взял их под охрану. Но все церковные строения обителей сдавали внаём, в храмах и монашеских корпусах были коммунальные квартиры. А вот монастырские ограды частично были проданы на кирпич...
Мы, нижеподписавшиеся
– Репрессии в отношении нижегородского духовенства, говорят, шли в несколько этапов?
– К февральской революции 1917 года церковь отнеслась лояльно, а вот октябрьский переворот не поддержала. В это же время в Москве проходил Поместный собор Православной Российской Церкви. В декабре 1917 года был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон. Церковь впервые за 200 лет синодального управления обрела своего предстоятеля.
Патриарх Тихон стал распространять свои воззвания с обличением действия новой власти. В Нижегородской губернии первым, кто возвысил свой голос против беззаконий большевиков, был настоятель Нижегородского Вознесенского Печёрского мужского монастыря, епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Он вместе с протоиереем Алексием Порфирьевым и бывшим предводителем нижегородского дворянства Алексеем Нейдгартом подписал воззвание к нижегородцам «постоять за правду Божью». Как только воззвание вышло, все его подписавшие были арестованы.
За два месяца до этих событий случились покушение на Ленина и убийство председателя Петроградской ЧК Урицкого. В стране объявили «красный террор». В Нижнем Новгороде расстреляли на Мочальном острове без суда и следствия 48 человек. Среди убитых были и представители духовенства.
Епископа Лаврентия, протоиерея Алексия Порфирьева и Алексея Нейдгардта тоже спешно расстреляли в ночь с 6 на 7 ноября 1918 года – торопились, потому что к годовщине революции должна была быть объявлена всеобщая амнистия. Погибшие стали тремя первыми новомучениками нижегородскими, которые 20 лет назад были прославлены на Архиерейском соборе.
Расстрельный фонд
– Правда, что народ был против священнослужителей и активно помогал новой власти в их уничтожении?
– Храмы после революции, несмотря на все запреты, ещё долго были полны людей. Зверства в отношении духовенства, когда священников рубили саблями, распинали и вешали на царских вратах, происходили в период Гражданской войны. Но чинили их не простые сельские жители, а кадровые военные Красной армии. Кстати, в Нижегородской губернии таких зверств и не было…
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. много духовенства ссылали по доносам. Если батюшка во время проповеди говорил, что власть от антихриста, такого священника быстро арестовывали за антисоветскую деятельность. Доносы, кстати, многие сельчане писали в основном из корыстных побуждений. У сельских священников, как правило, были добротные дома. После ареста батюшки их забирал себе колхоз и размещал там комсомольские клубы. Также священников «раскулачивали» и ссылали по этой статье. Чаще всего давали пять лет лагерей.
К 1937 году большинство сроки свои отбыли и вернулись домой. В это время страна, в том числе и на уровне идеологии, готовилась к войне с Германией. В Москве был разработан документ, который «спустили» во все крупные областные центры. Согласно постановлению, местное НКВД должно было уничтожить определённое количество неблагонадёжных элементов, и священники подпадали под определение «кулачество».
Всего в ГКУ ЦАНО хранится 23 539 дел репрессированных (фонд Р-2209). Количество людей в этих делах точно неизвестно, предположительно около 25 000 человек, из них около 2 тыс. – духовенство. После этих репрессий Нижегородская епархия была фактически уничтожена.
– Отец Тихон, вы возглавляете епархиальную комиссию по канонизации. Как определяется, что человек достоин канонизации?
– Священника порой заставляли подписывать признания в совершенно абсурдных преступлениях: якобы сотрудничал с тремя иностранными разведками, организовал покушение на Сталина, руководил антисоветской ячейкой и т.д. Люди под моральным и физическим давлением подписывали обвинения и оговаривали других.
Но такой человек не может быть прославлен в лике новомученика. Этого достойны священники, миряне, монашествующие, кто, несмотря на огромное давление, отказывался признавать свою вину и доносить на других.
После изучения архивных документов составляется жизнеописание человека по дореволюционным клировым ведомостям. Затем – встреча с родственниками, запись их воспоминаний, изучение личных архивов. Важный этап – изучение прессы тех лет. Много священнослужителей даже после ссылок отрекались от Бога через газету, чтобы спасти себя от новых гонений. Такая информация публиковалась в специальной газете «Безбожник»…
Пока по всем правилам канонизированы 48 новомучеников нижегородских. Церковь прославляет этих людей за подвиг мученичества, стояние за правду и Христа. С 2004 года было выявлено ещё 80 кандидатов на возможное прославление.
– О чём можно молиться новомученикам?
– Так же, как и к святым, мы молитвенно обращаемся к новомученикам за духовными силами и поддержкой в делах насущных. В церковном календаре каждый день отмечен тем или иным новомучеником, пострадавшим в годы лихолетия. В настоящее время строятся новые храмы, освящаемые в память людей, пострадавших за веру, снимаются фильмы, издаются книги и устанавливаются памятники. Люди и по сей день чувствуют помощь пострадавших за Христа в годы лихолетий...
Досье
Архимандрит Тихон (Затёкин). Родился в 1964 г. в г. Тейково Ивановской области. Настоятель Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, заведующий музеем Русского патриаршества в городе Арзамасе. Член Московской областной организации Союза писателей России, краевед.