Как минимум блокирующий пакет акций АО «Нижегородпассажиравтотранс», обслуживающего десятки маршрутов городских автобусов, планируют передать частному транспортному холдингу из Москвы. Но сделать это можно после одобрения регионального парламента.
Жаль, что никто не спросит мнения рядовых пассажиров, уставших от ожидания на остановках и давки в салонах. Горожанам кажется, что хуже быть уже не может, но вдруг может?
Миссия невыполнима?
В декабре 2023 года госпредприятие «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) включали в план приватизации-2024, обещая, что 100% акций НПАТ оставят в собственности Нижегородской области. Но, видимо, ситуация изменилась настолько, что в декабре 2024-го областные власти, по данным «Коммерсант-Приволжье» , обсуждали вопрос продажи 49% акций предприятия частному инвестору, который станет управляющей компанией для НПАТ и будет получать прибыль от перевозки пассажиров.
В качестве претендента на управление НПАТ называют столичный транспортный холдинг «Ресурс групп».
Как справляется с этими высокими задачами госпредприятие? Например, когда верстался номер, на линии в большом городе был всего один автобус А-41, связывающий два больших микрорайона - метро Стрелка (читай – «Седьмое небо») и «Цветы». Это лишь один маленький пример – другие постоянным пассажирам автобусов хорошо известны.
Сайт НПАТ буквально кричит о вакансиях водителей, обещая им от 80 тыс. до 130 тыс. в месяц на руки. Раньше, пока в регионе строилась федеральная трасса М-12, власти сетовали, что многие водители ушли в операторы погрузчиков на строительстве. Но трасса давно сдана – теперь водительскому месту в городском автобусе люди, говорят, предпочитают карьеру курьера.
Нас не спрашивают
Видимо, справиться со всеми этими проблемами в обмен на прибыль от перевозок и финансирование из казны по брутто-контрактам и призвана частная компания. В минтрансе региона информацию о готовящейся передаче части акций НПАТ частнику подтвердили – ведомство сообщило «GiperNN» о 30%-ном пакете.
В любом случае такое решение потребует одобрения Законодательного Собрания области. Ближайшее заседание регионального парламента – 27 февраля. В повестку дня вопрос в том или ином виде попадёт через обсуждение в профильном комитете по транспорту, заседание комитета – 20 февраля.
Заранее высказалась против привлечения частного инвестора депутат регионального парламента Татьяна Гриневич. Она называет решение «неприемлемым». Гриневич, в отличие от других коллег, хотя бы пытается пользоваться общественным транспортом: в ноябре 2024 года депутат час ждала рейсового автобуса из Балахны в Нижний Новгород и затем с негодованием обратилась в областной минтранс.
Мнения завсегдатаев общественного транспорта, вот уже почти десять лет переживающих транспортную реформу в регионе, никто пока не спросил.
Как работают на городских маршрутах, может быть, более мелкие, чем «Ресурс Групп», но тоже частные компании , простой народ полностью в курсе. Такого не было даже в безденежные 1990-е: на линиях зачастую старые маленькие автобусы, расписания на бумаге и в действительности не имеют ничего общего друг с другом, вечером пассажиры рискуют вообще ничего не дождаться и лишний раз профинансировать такси.
К тому же культура обслуживания сильно хромает – видимо, дефицит кадров в отрасли такой острый, что работодатели будут держать за баранкой почти что кого угодно. Пусть этот кто угодно высаживает детей в мороз, пусть ведёт машину так, что пассажирка ломает ребро…
Почему власти думают, что московский холдинг будет работать по-иному? Наверно, какие-то аргументы на этот счёт мы в ближайшее время услышим.
Вот только поверим ли? Предыдущие десять лет горячо убеждают в обратном.