Не покидая зимнего Нижнего, нам вполне по силам перенестись в революционный Париж, старую музыкальную Вену или вообще попасть в петлю времени. С подробностями – nn.aif.ru.
«Со вкусом рая»
Искусство плакатов во Франции берёт своё начало с Великой французской революции. Лучшие художники Франции в те времена активно сотрудничают с ведущими изданиями и освещают главные процессы, происходящие в жизни страны через политические плакаты и листовки.
А в XIX веке французские города превращаются в огромные выставочные залы. Страну, особенно Париж, заполнили коммерческие плакаты. Рекламировали всё подряд – от шоколада «со вкусом рая» и вин, «дающих вдохновение», до сверхчистого керосина и зубной пасты. Париж стал настоящей галереей коммерческого искусства.
Какой Париж без соблазнов? Анонсы увеселений в кабаре и театрах, выступления менестрелей и танцовщиц. Город манил иностранцев и провинциалов новизной впечатлений, круговоротом событий и обещаниями наслаждений. Важную роль в процессе искушения играло искусство плаката и афиш. Часто моделями для них были куртизанки и актрисы парижских варьете.
Получить представление о парижских плакатах давно минувших дней можно в нижегородском Арсенале, на выставке «Калейдоскоп французской жизни» (18+). Там показывают одну из лучших коллекций из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Кто убил Амадея?
История отношений Моцарта и Сальери вечна и всегда волновала других гениев – от Пушкина до Милоша Формана. Восемь премий «Оскар» и ещё 32 престижные награды получил в своё время фильм Формана «Амадей» (18+). В основе сюжета — пьеса британского драматурга Питера Шеффера, наделавшая много шума. В пьесе, а потом и в кино, поддерживается миф о том, что злой человек и посредственный музыкант Антонио Сальери погубил странного, инфантильного, но всё же гениального Вольфганга Амадея Моцарта.
Такая трактовка биографии композиторов идёт вразрез с реальной историей. На самом деле Сальери был талантливым музыкантом, при жизни снискавшим славу и успех. Он пользовался заслуженным уважением у коллег-композиторов, в том числе у Бетховена, Шуберта и самого Моцарта.
В фильме «Амадей» Сальери оказывается сумасшедшим человеком, на пороге смерти, спустя 32 года после внезапной гибели Моцарта, рассказывающим молодому священнику свою историю отношений с гением. В глазах такого Сальери Моцарт оказался всего лишь человеческой оболочкой, случайно наполненной божественным даром.
Увидеть «Амадея» Формана на «Специальном показе» можно с 12 декабря в кинотеатре «Орлёнок».
Кстати, тогда же «Орлёнок» начинает показ документального фильма «Хаяо Миядзаки и птица» (16+). Семь лет выдающийся японский режиссёр Хаяо Миядзаки работал над главным проектом своей жизни и самым кассовым анимационным фильмом в карьере – «Мальчик и птица» (18+). Семь лет камера неотрывно следовала за гением, пытаясь разгадать тайны его замысла...
«Серебряннейший композитор»
Так в своё время называл композитора Микаэла Таривердиева поэт Андрей Вознесенский. «Музыка, в чистейшем смысле этого слова…» — говорила о Таривердиеве поэтесса Белла Ахмадулина. С великими поэтами, актёрами и режиссёрами Таривердиев познакомился, когда создавал музыку для советских кинофильмов.
Дебют Таривердиева в кино состоялся в студенческие годы. Студенты ВГИКа искали в Гнесинке композитора для своего дипломного фильма. Таривердиев согласился. Невероятно популярным Микаэла Леоновича сделала музыка к легендарному фильму «Семнадцать мгновений весны» (12+). В фильме всего две музыкальные темы — «О далёкой Родине» и «Мгновения», но они создают особое настроение ностальгии, надежды, любви, пронизывающее всю многосерийную ленту.
Потом была «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (16+), для нескольких поколений ставшая символом новогоднего чуда. И вновь музыка Микаэла Таривердиева придала этой киноистории изысканность и шарм.
Музыка Таривердиева будет звучать в концертном Пакгаузе на Стрелке – концерт «Мгновения, ожидание и любовь Микаэла Таривердиева» (12+) запланирован на 15 декабря. Знакомая каждому киномузыка прозвучит в исполнении Нижегородского русского народного оркестра им. В.А. Кузнецова.
Иллюзия оркестра
Современные музыканты всё чаще сопровождают музыку видеорядом. Такой необычный приём в проекте «Петля Времени» (Dreams Beat) использует и москвич Александр Старов.
Старов – не просто музыкант. Он мультиинструменталист. В своём проекте Александр одним из немногих в России использует технологию, позволяющую зацикливать звуки в реальном времени. Таким образом сочетается игра на нескольких инструментах и создаётся иллюзия звучания мини-оркестра, хотя на сцене лишь один музыкант.
Кроме того, концепция проекта заключается в том, что «умная» музыка сочетается с виртуальными путешествиями по мирам Вселенной. Концерты проекта «Петли времени» каждый год проходят в планетариях России и ближнего зарубежья.
В Нижний Новгород «Петля времени» 13 декабря привезёт концерт «Лавка миров» (12+). Полнокупольное шоу с космическим видеорядом позволит слушателям полностью погрузиться в атмосферную музыку.
Чайковский и джаз
Талантливые музыканты видят друг друга издалека и стараются, пусть ненадолго, объединяться в дуэты, чтобы дарить слушателям незабываемые мгновения музыкальной радости. Особенно это актуально в преддверии новогодних и рождественских праздников.
София Ацбеха-Негга — питерская певица африканского происхождения, участница многочисленных вокальных телевизионных конкурсов. Тони Карапетян – композитор, аранжировщик, лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов и фестивалей. В своём творчестве Карапетян умело переплетает этнические мотивы и все оттенки современной европейской музыкальной культуры. Не случайно Тони сотрудничал с ведущими немецкими, польскими, шведскими и греческими музыкантами.
В Нижний Новгород Тони Карапетян и София Ацбеха-Негга везут новогодние и рождественские песни в утончённых оригинальных версиях, а также авторские аранжировки музыки из «Щелкунчика» (6+) – самого праздничного балета великого композитора Петра Чайковского. Творческий дуэт даст концерт «Christmas jazz» (0+) в Центре культуры «Рекорд» 13 декабря.