Солистку Яну Дьякову называют принцессой большой оперы и жемчужиной обновлённой труппы Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
А с недавних пор Яна – ещё и лауреат VIII Национальной оперной премии «Онегин» за исполнение партии Орфея в опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика» (18+). Яна Дьякова рассказала nn.aif.ru, как быть услышанной.
Орфей на платформах в стиле леди Гага
Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Яна, получая премию «Онегин», вы сказали, что больше всего награде обрадуется ваша мама. Это её заслуга, что вы стали оперной певицей?
Яна Дьякова: – Думаю, да. У папы и мамы техническое образование, музыкой они никогда профессионально не занимались, но у моего старшего брата рано обнаружились хорошие вокальные данные, его отдали в хоровую школу. Сегодня он артист Самарского театра оперы и балета.
Пока брат учился, меня с рождения окружала классическая музыка. Мама вспоминает, что уже в год и три месяца я точно воспроизвела мелодию песенки Герцога из оперы Верди «Риголетто» (16+).
В четыре года и меня отдали в вокальную студию, а через полгода я уже впервые стала лауреатом вокального конкурса. Исполнила песню «Санта Лючия»: первый куплет на итальянском, а второй – на русском.
Потом ещё были победы в различных конкурсах. Причём я продолжала исполнять серьёзный взрослый репертуар – например, в девять лет пела арию Маргариты из «Фауста» (12+). На одном из конкурсов меня заметил представитель благотворительного фонда Владимира Спивакова и в 10 лет пригласили на гастроли по Японии. Музыка – это моя судьба...
– На ваш взгляд, голос – это дар божий? Или стать оперной дивой помогут терпение и труд?
– Конечно, это дар божий, и очень важно его не загубить. Здесь огромную роль играют педагоги. За мою вокальную карьеру их было четверо, и каждый был важен на определённом этапе профессионального роста.
Год от года ты совершенствуешь вокальную технику, это позволяет усложнять репертуар, участвовать в конкурсах, прослушиваниях. В оперном искусстве важно показывать себя. Это нужно не для тщеславия, а чтобы слушать от профессионалов отзывы о себе и делать какие-то выводы. Чтобы знать, куда двигаться дальше.
Хотя сейчас могу сказать, что для меня работа в нижегородском театре важнее конкурсов. И жизнь показала: это верный выбор. Премию «Онегин» я получила за партию Орфея в репертуарном спектакле – опере Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».
– Для «Орфея и Эвридики» театральные художники Ольга и Елена Бекрицкие создали великолепные и с виду довольно тяжёлые костюмы. Зрители в восторге, но как вам в них поётся?
– К костюмам прилагается обувь на очень мощной платформе, что-то в стиле певицы Леди Гаги. Визуально это выглядит очень эффектно. Но на них надо не просто стоять, а также по ходу спектакля ещё и хореографически взаимодействовать с артистами балета.
Поначалу всем артистам было сложно. Но, на мой взгляд, все наши труды не были напрасны. Об этом говорит реакция публики.
Вообще новаторский подход к классическому оперному искусству сейчас в тренде. Это делается, в первую очередь, чтобы привлечь новых зрителей. «Орфей и Эвридика» в нижегородском варианте – не просто опера, это яркое шоу. Поддерживает эту атмосферу и необыкновенный камерный зал в Пакгаузе на Стрелке.
Думаю, молодому зрителю интересна опера, но на исполнителей в кринолинах ему смотреть уже скучновато…
Однако в новаторстве главное – во всём соблюдать баланс и не скатываться в пошлость.
Кстати, сегодня оперные певцы следят за своей фигурой. Иногда приезжаешь на конкурсы или прослушивания, и кажется, что пришёл на кастинг в модельное агентство. Современный зритель хочет и слушать и смотреть с восхищением.
Нашла своих людей
– Вы родом из Самары, там же учились вокальному мастерству. Как получилось, что стали солисткой нижегородского театра?
– Я училась на курсах повышения квалификации в Международной академии музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге, и кто-то сказал: в Нижегородском театре оперы и балета идут прослушивания артистов в оперную труппу. Когда я узнала, что главный дирижёр здесь Дмитрий Синьковский, сразу захотела показаться. Для меня этот человек – безусловный авторитет в мире музыки.
Огромная честь, что я была принята в труппу! Большое спасибо за это и художественному руководителю театра Алексею Трифонову. Я сразу поняла, что смогу раскрыться в репертуаре нижегородского театра, и мне есть чем поделиться со зрителем. Я чувствую тепло и благодарность от нижегородской публики. Так приятно, когда после спектакля тебе передают цветы…
Нижний Новгород я тоже полюбила. Обожаю бродить по уютным улочкам в центре, а потом выходить на набережную и любоваться невероятными речными просторами.
– О сцене Большого тетра не мечтаете?
– Для меня важнее, чтобы была работа, постоянное профессиональное развитие. Люди важнее сцены престижного театра: режиссёр, дирижёр, которые помогут тебе в профессиональном становлении. Сейчас я чувствую, что нашла своих людей.
– У вас колоратурное меццо-сопрано. Правда, что этот голос больше подходит для иностранного репертуара и в России не особо популярен?
– Под этот голос действительно нужен определённый репертуар. Для русской оперы характерны более драматические голоса с густыми тембрами. Но мой голос незаменим в партиях травести, я себя в них комфортно ощущаю. Недавно дебютировала в партии Керубино в «Свадьбе Фигаро» (16+). Опять же партия Орфея в «Орфее и Эвридике»... Мне нравится, что голос позволяет перевоплощаться на сцене совершенно в другого человека.
В русском репертуаре я себя только начинаю раскрывать. Не так давно дебютировала в партии Полины в «Пиковой даме» (12+). И это меня тоже очень радует. Кто, как не русский человек, может выразить всю красоту и душевность нашей музыки?
«Дивы – дуры»
– Вам посчастливилось учиться у выдающейся оперной певицы Елены Образцовой. Какой она вам запомнилась?
– У Елены Васильевны была невероятная харизма в сочетании с природной простотой и открытостью. Это отражалось в голосе. Тем она публику и брала. Кармен Образцовой для меня – лучшая в мире! Оперные певцы, исполняя одни и те же партии, должны вносить в них свою индивидуальность. Чем она ярче, тем большим будет успех у публики. Елена Васильевна обладала очень яркой индивидуальностью.
Она рассказывала, что в начале карьеры отец ей дал такое напутствие: «Никогда не становись дивой. Все дивы – дуры», имея в виду, что превозноситься над другими не надо никогда, надо постоянно заниматься саморазвитием. В сфере искусства Образцова была разносторонним человеком: изучала литературу, живопись и многое другое.
Да, ещё помню, Елена Васильевна поделилась секретом: «Перед спектаклем я съедаю кусок мяса для сил и выпиваю чашку кофе для страсти». Стараюсь следовать её примеру…
«Скажу по секрету: певцы никогда не бывают довольны собой на все 100%. Всегда кажется, что можешь лучше…»
– Как вы бережёте голос? Не боитесь его потерять?
– Я даже думать об этом не хочу. Такой страх, конечно, есть у каждого вокалиста, но притягивать негативные мысли не надо.
Конечно, я не пью холодных напитков, не ем мороженого, стараюсь говорить достаточно тихо. Певцы свой инструмент носят в себе, на голосе сказывается недосып, плохое настроение, погода – очень много факторов.
Со временем пришло ощущение, что мой голос живой, он вроде ребёнка. Я не должна на него злиться: если он сегодня капризничает, не хочет звучать, то надо найти к нему подход – распеваться очень мягко, в щадящем режиме.
Скажу по секрету: певцы никогда не бывают довольны собой на все 100%. Всегда кажется, что можешь лучше…
Справка
- Национальная оперная премия «Онегин» направлена на популяризацию российского оперного искусства, определение ориентиров развития современного российского оперного театра, а также на выявление наиболее интересных исполнителей и коллективов отечественной оперы.
- Ежегодно премию поддерживают комитет по культуре Санкт-Петербурга, Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, а также меценаты и коммерческие партнёры.
- Впервые премия была вручена в 2016 году.