Две шестиклассницы принесли на урок технологии торт, якобы для того, чтобы поздравить учителя с днем рождения. Вручение подарка превратилось в дикий фарс — девочки, смеясь и матерясь, швырнули десерт в лицо педагогу, при этом, как водится, снимая все безобразие на камеру смартфона. Видео разлетелось по Сети в декабре прошлого года. Но история, произошедшая в школе № 39 города Дзержинска Нижегородской области, продолжает бурно обсуждаться. Об этом — в материале nn.aif.ru.
«Преступление» и «наказание»
Разумеется, руководство не только самой школы, но и администрации города, не могло не отреагировать на это ЧП.
— Видео с инцидентом появилось в Сети спустя два месяца после случившегося, а реакция на него со стороны руководства школы была в тот же день, 8 октября, — рассказала nn.aif.ru заместитель главы администрации городского округа Дзержинск Маргарита Банникова. — Девочки и их родители тогда сразу извинились перед педагогом. Учениц поставили на внутришкольный профилактический учёт и на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Все участники истории беседовали с психологом.
Полиция, заявившая о собственной проверке после широкой огласки, оснований для возбуждения уголовного или административного дела не нашла, но все были предупреждены о недопустимости такого поведения в школе.
Педагог, по словам Маргариты Банниковой, продолжает работать в учебном заведении.
После того как видео появилось в соцсетях и привлекло много внимания, мэр Дзержинска Михаил Клинков выступил в защиту прав и достоинств учителей. Он поручил Маргарите Банниковой обсудить случившееся на ближайшем общегородском родительском собрании.
— Там я сообщила родителям о том, что в федеральный закон «Об образовании РФ» прямым поручением Президента РФ Владимира Путина были добавлены поправки, направленные на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, — продолжает заместитель главы городской администрации. — То есть у педагогов теперь тоже есть возможность себя защитить на основании законодательства. Я попросила донести эту информацию до мам и пап на всех школьных собраниях и во всех родительских чатах.
Всеобщее осуждение
Как реагировать на произошедшее в школе Дзержинска, можно ли достучаться до сердец или умов подростков, есть ли средства или способы «лечения» системы школьного образования — мы попросили рассказать практикующего психолога с более чем 30-летним стажем Людмилу Словеснову:
— Этих девочек нужно поправить. Нужно поставить им мозги на место. Чтобы они поняли, что это хамство. Есть вещи, которые делать просто нельзя. Есть греховные поступки, и этот — именно такой. Такие поступки можно только осуждать. Всем, кто о них узнал. Осуждать так, чтобы участниц этой выходки пробрало до костей. «А ты поставь себя на место той учительницы!» — старый, но верный способ достучаться до этих девочек. Они должны устыдиться. Но для этого нужно общественное порицание. Причем осуждение не только самих зачинщиц, но и всех участников произошедшего. Тех, кто не остановил, кто смеялся или просто наблюдал. Но одного всеобщего порицания мало. Этим подросткам нужно дать увлекательное дело, организовать их жизнь, тогда будут выправляться их души. Поясню. Для подростков очень важно быть в группе. У них бурлят гормоны, в силу физиологии у них потребность кучковаться. И пока школа стоит в стороне от этой специфической особенности возраста, дети будут группироваться, сбиваться в стаи, искать то, что их может увлечь, но без участия взрослых.
Псевдоуспех? Любой ценой!
— В самой стае существует примат силы. То есть ты должен показать, на что ты способен, что ты можешь. И подросток начинает проявлять силу, проявлять себя. А поскольку у него еще не выстроена гуманистическая система ценностей (что такое хорошо и что такое плохо), ему важно показать свою крутизну любыми средствами, — продолжает Людмила Борисовна.
Еще один момент — все это не остается внутри группы, а отправляется в Сеть. Потому что Интернет — это очень быстрый способ получить успех. Быть успешным — еще один стереотип, пришедший к нам из США, согласно которого главное в жизни это обратить на себя внимание, попасть в обойму лидеров общественного мнения. Речи о нравственности здесь даже не идет. А быстрый способ стать знаменитым — выпустить в Сеть картинку. Собрать просмотры, лайки. Вот это для подростков является признаком успешности.
Когда рядом нет авторитетного взрослого, которым в советские времена был педагог, классный руководитель, когда подростки предоставлены сами себе, тогда все чаще и чаще происходят такие вещи, которые случились в Нижегородской школе.
Учитель — не обслуга
— Здесь мы выходим на пробелы системы образования, — говорит психолог. — Всем известно, что бразование сделали услугой. Учитель — это тот человек, который оказывает услугу. Это первый перекос. Педагоги опускаются на уровень слуг, то есть обслуживающего персонала. Я ничего не имею против обслуживающего персонала в тех же гостиницах или ресторанах. Это важные люди, которые готовят номер, подают еду. Но то, что касается образования, на мой взгляд, не может быть услугой. А учитель — это учитель. Это уважение, признание человека благородной и важной профессии. Учитель является проводником в мир грамотности, но никак не обслугой.
Второй системный пробел — воспитательный момент. Обслуживающий персонал не может заниматься воспитанием. И в школе упразднили этот очень важный процесс. Вспомните советское время, пионерские отряды и комсомольские дружины. Каждый ребенок рос в коллективе, у него было свое задание, своя ответственность за общее дело. С малых лет дети отвечали за порядок, за успеваемость, за все, что касается их общей жизни — класса, школы. В то же время вертикаль власти никто не отменял. Наверху каждой организации всегда был учитель. Именно он давал задания, разрешал споры. Поэтому требования к учителю были высокие, не только как к специалисту-предметнику, но и к его педагогическим навыкам и человеческим качествам.
У школьников были не только права, но и обязанности. И обязанности на первом месте. А сейчас — только права, про обязанности все дружно забыли. И учитель прекрасно понимает, если он что-то скажет против, то прибежит армия родителей с криками «онижедети!». Плюс, когда учительство — услуга, то и отношение к педагогу, как к обслуге, и сказать ему можно все, что угодно.
Почему большинство учителей не могут противостоять хамству со стороны школьников или их родителей? Потому что учителя пропитаны гуманным отношением к миру, к обществу, к детям. В сегодняшней специфической школьной системе в своей общей массе они остаются самыми беззащитными участниками образовательного процесса.