Всё чаще прекрасная половина человечества «присваивает» себе профессии, которые раньше были мужскими. И таких «похитительниц» специальностей всё больше – например, на традиционно мужских направлениях в средних профессиональных учебных заведениях давно регулярно появляются девушки.
Как к этому относиться, разбирался nn.aif.ru.
Кузнецы своего счастья
К примеру, в технологическом техникуме райцентра Кадом Рязанской области девушка осваивает специальность автомеханика. Александра Попова сознательно выбрала направление «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств», поскольку машинами увлекается с детства. Больше всего любит предмет «Устройство автомобилей».
А Марина Черкасова с будущей профессией определилась задолго до школьного выпускного – решила стать электриком. Сейчас Марина учится в Сараевском многофункциональном колледже и вскоре станет дипломированным специалистом по электрооборудованию. Вот люди будут удивляться, когда, вызвав электрика, увидят на пороге симпатичную барышню...
Рязанка Вера Алексашкина прежде работала по вполне женской специальности. Но жизнь повернулась так, что Вера освоила мужское дело – стала кузнецом. Когда супруга призвали на СВО, она тоже захотела быть полезной тем, кто на фронте, и пришла в кузню «волонтёрить». Мужчины там производили печки для передовой, скобы, «кошки». Однажды и Вера взяла в руки кувалду. Когда показала мужчинам выкованную скобу, те не поверили. Но потом признали: изделия из женских рук ничуть не хуже скоб в мужском исполнении.
Недавно Вера стала мамой – пришлось отложить кузнечное ремесло. Всё-таки в этом главное предназначение женщины, даже если она кузнец.
Расправила крылья
Каждый год сотрудникам лесхоза приходится бороться с пожарами. Авиация в это горячее время незаменима. Одна из редких профессий в этой сфере – лётчик-наблюдатель. Их в нашей стране около 400, и в том числе две женщины. Одна из них – Евгения Козлова из Владимирской области.
Девять лет Евгения отработала в Селивановском лесничестве – по большой любви к лесам. А потом получила предложение попробовать себя в небе.
– У меня папа служил срочную службу в авиации, я с детства слышала разговоры про небо. А здесь получается два в одном: и небо, и лес, – признаётся она.
Сейчас задача лётчика Евгении – как можно скорее обнаружить пожары и передать их точные координаты: «Ошибка в 30 секунд по координатам даёт полтора-два километра разницы на земле. Это очень большое расстояние. И пока люди будут добираться до точки, огонь может распространиться на значительные территории».
На первый взгляд, автогонки – тоже совсем не женское деле. Но, по мнению Юлии Шихановой из Ярославля, рёв мотора, скорость и трасса придают жизни остроту. С автоспортом девушка познакомилась в 2013 году. Тогда и не думала, что ралли станет для неё любимой профессией.
«Я работала журналистом, решила взять интервью у своего инструктора по вождению Ивана Воробьёва, трёхкратного чемпиона России по ралли. Он показал мне гоночные машины, рассказал об этом спорте. Потом предложили съездить и посмотреть на гонку под Ростовом Великим», – рассказывает Юлия.
Ярославна начала постепенно вливаться в гонки. Девушку не отпугнули ни оглушительный рёв моторов, ни 30-градусные морозы на зимних гонках.
Правда, знакомые от идеи не были в восторге. Многие считали, что ралли – это не для хрупкой девушки.
В свою первую гонку Юлия поехала в 2014 году, стала штурманом, потом вошла во вкус. Сейчас она профессионально держится на любой трассе, участвует в финале Кубка России по ралли «Пушкинские горы-2024» уже как опытная гонщица.
Варит, но не суп
Нижегородка Светлана Янчикова давно трудится сварщиком по металлу. Сейчас берёт заказы и помогает мужу в частной автомастерской.
Говорит, что сварщицей в своё время решила стать… назло всем. Мама видела дочь швеёй, а отец был уверен, что у девочки просто руки не из того места растут. В техникуме в группе были одни мальчишки, сначала они смеялись, а потом и просили Свету помочь. «Но я варила у отца в гараже днём и ночью, чтобы быть лучше пацанов во всём», – вспоминает Светлана.
С будущим мужем они познакомились на заказе: Светлана приехала помочь сварить кузов от грузовика. Натянула грязный рабочий костюм, а будущий муж только смог сказать: «Какая вы красивая в свете искр!»
Светлана уверена: нет разницы в том, кто делает работу, лишь бы он делал хорошо. Порой работодатели, особенно на частных заказах, пытаются заплатить сварщице меньше, чем заплатили бы сварщику. «Тогда я проявляю характер», – смеётся Светлана Янчикова.
Компетентно
Наталия Прудовская – первая в Нижнем Новгороде женщина-водитель большого автобуса. В своё время она четыре месяца добивалась права сесть за руль общественного транспорта. За поддержкой пришлось обращаться даже к первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. И вот уже более 30 лет Наталия выходит на линию, а ещё она 17 лет обучает стажёров водить автобус.
«В 1990-х годах постоянно приходилось доказывать, что я достойна управлять автобусом, – говорит Наталия. – Когда коллеги-мужчины убедились в этом, они стали даже во многих вопросах помогать. Но, что скрывать, в любой мужской профессии женщина должна быть не хуже коллег сильного пола, а значит, надо постоянно профессионально совершенствоваться, расти. Взять мою профессию: мужчина, управляя автобусом, наедет на кого-то, все скажут: «Бывает!» А если женщина за рулём попадёт в аварию, всё! Скажут: «Курица за рулём».
Наталия считает, что работодатели сейчас даже охотнее берут дам на мужские вакансии, учат их, помогают. Это связано с острой нехваткой кадров на общественном транспорте. «А мне приходилось слышать: «Ну куда ты лезешь! Там мужики не справляются!» – продолжает Наталия. – На самом деле в моей работе свойственная женщинам гибкость, хитрость очень помогают сгладить острые углы, например в любом конфликте с пассажирами. Но всё это возможно, если ты своё дело по-настоящему любишь».
Мнение эксперта
Представитель рекрутингового портала в Северо-Западном и Центральном федеральных округах Мария Бузунова:
«Жительницы Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Иванова и Владимира за последние месяцы на портале разместили более 130 тыс. резюме. При этом активность женщин на рынке труда в перечисленных городах на 15% выше, чем активность мужчин.
Дамы всё же предпочитают традиционно женские профессии: администратор, бухгалтер, секретарь, продавец и кассир, экономист, офис-менеджер, учитель, оператор кол-центра, менеджер по персоналу, дизайнер.
Таким образом, женщины больше ориентированы на классические для себя сферы, чем на производство. Хотя интерес к новым сферам у них прослеживается, но есть ряд ограничений: работодатели вынуждены перестраивать рабочие процессы, внедрять новые технологии, облегчать труд при приёме женщин на «новые» для слабого пола профессии. На такое может пойти далеко не каждый.
Это подтверждает наше исследование. Оно показало, что по итогам 2023 года только 12% компаний в России стали чаще приглашать на работу женщин, чем мужчин. В большинстве случаев на это компании толкнул исключительно острый дефицит кадров (50% случаев).
Тем не менее, работодатели признают: вариант закрыть кадровые бреши с помощью специалистов-женщин заманчив. Но и здесь есть нюанс – если бы у нас было большое количество безработных женщин! Однако реальность рынка труда другая: у россиянок достаточно высокий уровень занятости».
Языком цифр
- За сентябрь-октябрь 2024 года в Нижнем Новгороде, Ярославле, Рязани, Иванове и Владимире искали работу более 1000 женщин-программистов. Это на 38% больше, чем в летние месяцы 2024 года.
- На 84% в те же сроки среди местных соискательниц вырос интерес к профессии водителя. Машинистами тяжёлой или уборочной техники хотят стать более 100 соискательниц, что на 18% больше, чем в июне-августе 2024 года.
- Более 500 женщин готовы работать операторами производственных линий, это на 48% больше, чем летом 2024 года.
- Разнорабочими пожелали стать почти 1000 жительниц Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Иванова и Владимира. Таких женщин стало на 2% больше, чем в летние месяцы.
По данным рекрутингового портала hh.ru.