«Кто дал женщине на автобусе покататься?» – выясняли когда-то работники ГАИ, увидев на маршруте Наталью Прудовскую.
Чтобы воплотить свою детскую мечту, Наталья в своё время обратилась за поддержкой к первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. И вот уже более 30 лет нижегородка водит автобусы с большой любовью к своему делу.
Покорить не Эльбрус, а «Икарус»
С детства Наташа обожала всё, что связано с автомобилями. Отец был шофёром, дяди все тоже крутили баранку. Глядя на них, хотелось самой поскорее получить права.
После школы Наталья за полгода выучилась на водителя троллейбуса, отработала несколько лет и загорелась новой мечтой – научиться управлять автобусом. Но в 1990 году переподготовиться и получить права категории D платно было невозможно – только через ДОСААФ по специальному направлению из городского автобусного парка.
Руководство парка бойкой девушке объявило: «Не было никогда в Горьком женщин-водителей автобуса и не будет!»
Но Наталья от мечты не отказалась. Дошла до Комитета советских женщин, написала письмо главе комитета Валентине Терешковой: мол, что это за дискриминация? Первая женщина-космонавт прислала в Горький ответ с настоятельной просьбой к руководству автобусного парка переучить и трудоустроить Наталью.
«Четыре месяца моя борьба длилась! – вспоминает Наталья Прудовская. – Но если бы вернуть всё назад, я снова прошла бы все испытания, потому что работу свою очень люблю. Всё в ней нравится! И у меня получается. За рулём автобуса я три с лишним десятилетия, и ни одной аварии по моей вине не случилось!»
Когда Наталья только пришла трудиться в автобусный парк, где работали исключительно мужчины, на неё смотрели с недоверием. Порой коллеги говорили: «Поиграешься и бросишь!» Поняв, что всё серьёзно, товарищи по работе стали ей во всём помогать.
А вот уже больше 17 лет Прудовская сама учит мужчин водить автобусы – она инструктор-наставник, очень уважаемый человек. В её голове – десятки маршрутов. Наталья в деталях должна научить новичков их проходить.
«Трудности, конечно, тоже были. В 1990-е годы, например, зарплату задерживали, автобусный парк был в упадке. Но для меня до сих пор главная трудность профессии – рано вставать на работу, – продолжает Наталья Прудовская. – Уж сколько лет, казалось бы, а всё не привыкну. Сейчас живу в Балахнинском районе, и будильник у меня два дня кряду заведён на полтретьего ночи. Потом два дня передышки – такой график».
Дорога – это книга
В первые годы работы с Натальей случалось много анекдотичных ситуаций. Бывало, ГАИ остановит и выясняет: кто дал женщине покататься на автобусе?
Как-то Наталья с инструктором осваивала «Икарус». Наставник отлучился, а она осталась за рулём на стоянке. Мимо шёл подвыпивший мужчина, увидел её и закричал: «Баба за рулём «Икаруса»! Всё, больше не пью!» Коллеги из автопарка потом долго смеялись.
Конечно, с привлекательной женщиной-водителем часто пытались знакомиться. Но с будущим мужем Наталья встретилась всё же не на дороге, а в автобусном парке. Правда, супруг автобус водил недолго – пересел за руль «скорой помощи».
Кстати, Наталье Прудовской и самой доводилось приходить людям на помощь. Недавно ехала по маршруту и заметила, что в сугробе лежит пожилой мужчина. Пытается встать – не хватает сил. Остановились, помогли дойти до тропинки к дому – и снова по маршруту.
Прежде чем отправиться в рейс, Наталья каждый раз сама проверяет масло, антифриз, состояние колёс. Если едет с учениками, надо и им всё показать и рассказать.
Первая в городе женщина-водитель автобуса учит стажёров: «Дорога – это книга, и её надо уметь читать». Что греха таить, год от года ситуация на наших дорогах обостряется: машин всё больше, за рулём – не всегда адекватные люди. Более того, уважение к общественному транспорту у водителей личных авто исчезло. Автовладельцы часто рассуждают так: почему бы лихо не подрезать автобус, который везёт несколько десятков пассажиров?
«Ребятам-стажёрам я всегда говорю: просчитывайте ситуацию на дороге! Лучше перестраховаться. Бог вам столько жизней доверил! – рассуждает Наталья. – Пусть ты прав с точки зрения правил дорожного движения, но уступи путь и избеги ДТП. Пассажиры ни в чём не виноваты».
Обед в пробке
И пассажиры сегодня порой не сахар, вздыхает Наталья. Сложно людям объяснить, что не всё зависит от водителя. Приехал вовремя на «кольцо», а перед тобой кто-то сломался, и всё расписание сбилось. Заходя в салон, пассажиры тут же едко заметят: «Где вас носит?» Никто не думает, что водителям из-за нехватки кадров и пообедать порой некогда. Разве что перехватишь бутерброд, пока в пробке стоишь.
«Сейчас зарплату водителям нижегородских автобусов существенно прибавили, при желании и больше 100 тыс. руб. в месяц заработать можно. Постепенно обновляется техника, но меняется всё не сразу, – объясняет Наталья кадровый голод в нашем общественном транспорте. – Не каждый готов вставать в три часа утра на работу, не все могут взаимодействовать с людьми. Ведь каждый пассажир со своим настроением в салон заходит. Но я верю, что всё наладится!»
Наталья Прудовская уверена: частные перевозчики тоже должны работать на дорогах города. Да, культура вождения у них порой страдает, но пока без маршруток – никак. И кондукторов стоило бы в автобусах оставить, считает женщина-водитель. Да, закупили валидаторы, повесили их в салонах, но техника несовершенна.
«Главное-то – народ у нас, как увидит валидатор, так думает: ага, можно не платить! Сплошь и рядом такое, – вздыхает Наталья. – А водитель, как считают некоторые, едет и едет, ему не до контроля за покупкой билетов. Но наша зарплата зависит от плана!»
Наталье, как любой женщине, хочется украсить свой второй дом – автобус. Здесь занавесочки повесить, тут игрушку поставить, чтобы глаз радовался. Но сегодня украшать муниципальные автобусы водителям запрещено, всё внимание – на дорогу. И это правильно, считает Прудовская.
Наталья планирует водить автобус до тех пор, пока сил хватит. Ещё ей бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей, в том числе и женщин, приходили в профессию. «Покажем! Научим! Поможем!» – уверяет первая нижегородская женщина-водитель автобуса.