Примерное время чтения: 7 минут
579

Молитва в бронзе. Почему бывший диджей сменил клубы на колокольни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1-2. Аргументы и Факты - Нижний Новгород 11/01/2023
Если звонарь научился  извлекать хороший звук из одного колокола, то в дальнейшем их количество значения уже не имеет.
Если звонарь научился извлекать хороший звук из одного колокола, то в дальнейшем их количество значения уже не имеет. Нижегородская митрополия

Колокольный звон – это всегда красиво и жизнеутверждающе. Именно в Нижнем Новгороде есть школа, которая готовит кадры для звонниц храмов. А возглавляет её бывший известный диджей… Кто и почему приходит туда учиться, руководитель Школы колокольного искусства при Александро-Невском кафедральном соборе Алексей Кофанов рассказал nn.aif.ru.

Колокола позвали

Злата Медушевская, nn.aif.ru: – Алексей, вы в прошлом успешный диджей, но однажды клубы сменили на колокольни. Как это получилось?

Алексей Кофанов: – Моя клубная карьера, хотя она складывалась вполне благополучно, однажды себя исчерпала. Вроде бы уже многого достиг, но не было больше внутреннего удовлетворения и насыщения. Модно, весело – и что?

Я пришёл к вере, стал ходить в храм. Отец-настоятель предложил мне не просто помогать в бытовых делах, а стать при храме звонарём. Меня это сразу очень увлекло. В 2008 году при соборе Александра Невского в Нижнем Новгороде открылась школа колокольного искусства. Батюшка мне предложил стать её слушателем. Тогда я подумал: «Чему меня там могут научить? Я же всё умею!» Это знак, наверное, был: не гордись, не превозносись. Я как раз от этой звёздной болезни хотел излечиться, когда оставил пульт диджея. В школе звонарей понял: я много чего ещё не знаю, но очень хочу знать. Наверное, так я научился видеть искусство в себе, а не себя в искусстве.

Алексей Кофанов:
Алексей Кофанов: "В школе звонарей понял: я много чего ещё не знаю, но очень хочу знать". Фото: Из личного архивa

Когда учёба закончилась, началась удивительная новая жизнь, связанная с колокольным искусством. Помню, в первый раз поехал на фестиваль колокольного звона и увидел, сколько прекрасных ребят так же, как и я, интересуются этой темой. Так радостно было, что культура колокольного звона в России не просто возрождается – она бурлит и развивается! И ты можешь стать её частью.

И, кстати, у многих ребят были схожие со мной истории: однажды те сферы деятельности, которыми они занимались, переставали им нравиться, потеряли смысл, а в колокольном искусстве люди этот смысл снова с большей силой обрели.

– Кто сегодня приходит учиться в школу колокольного искусства? Какими качествами должен обладать хороший звонарь?

– В школу приходят люди разного пола, возраста, из разных социальных слоёв. Каждый раз удивляюсь: как они вместе собрались ради колокольного искусства? Мотивации у всех разные, но многие здесь обретают себя истинных. Звонарями, конечно, далеко не все становятся, но без колоколов уже жить точно не могут.

Кроме чисто исполнительского мастерства, колокольное искусство очень многогранно. В нём есть физика звука и тела, акустика, металлургия, поэзия и, конечно, музыка. Хотя музыкальный слух тут не главное, важнее ритм: раз, два, три, четыре… Поющим людям это искусство хорошо даётся.

В 2022 году мы получили грант и начали заниматься с детьми с ограниченными возможностями развития. В хоре одного из нижегородских храмов поёт мальчик с диагнозом ДЦП. Я ему сразу сказал: «Можешь петь – и звонить будешь!». Как же он впервые попал на звонницу храма, как же он мощно, радостно зазвонил, пусть и физически это было не совсем просто! До слёз его звон тронул….

Конечно, важно быть частью православной культуры, помнить, что ты не мастерство своё показываешь на колокольне, а, в первую очередь, собираешь звоном людей на молитву в храм. Колокольный звон – это молитва в бронзе. Но и в рамках традиции православных богослужений и календаря церковных праздников у звонарей есть возможность для творческого экспромта.

Звони во всё тяжкие

– Если научиться звонить в два колокола, и 15 потом осилишь?

– До революции в некоторых монастырях звонарей-учеников на протяжении двух лет допускали звонить только в один колокол. Человек должен понять саму структуру извлечения звука. Поймёт – потом количество значения не имеет. Кроме того, при помощи определённой схемы развески колоколов, их оттяжки можно сделать так, что и с 15 колоколами один звонарь справится.

С другой стороны, колокола – инструмент капризный. Они по-разному звучат днём и ночью, в жару и в холод, при разном атмосферном давлении. Так и получается, что ни один звон не похож на другой.

Ещё один важный момент: в православной традиции икона – это всегда икона, будь она на простой бумаге напечатана или написана самым искусным мастером и украшена драгоценными камнями. Перед любой иконой можно молиться. Так же и с колоколом. Главное, чтобы он при храме был и собирал людей на молитву.

– Есть ли в России колокола, о которых мечтает каждый звонарь? Такие Страдивари от колоколов…

– Конечно! Это звонницы Ростова Великого, Суздаля, Троице-Сергиевой лавры. Там старинные колокола.

Сейчас российские литейщики только достигают высоких дореволюционных стандартов литья колоколов. Многие секреты мастерства были утеряны.

Настоящий колокол должен быть отлит только из бронзы. Сейчас иногда пытаются использовать при литье композитные материалы, но звук не тот.

– Не получится из таких извлечь «малиновый» звон?

– Фактически «малиновый», или красный (красивый) звон – это звон пасхального богослужения, когда «звонят во все тяжкие», в тяжёлые колокола.

Есть и другая версия возникновения этого понятия. В Бельгии есть город Мехелен. Мастера там в своё время разработали наиболее удачный сплав для колоколов и установили самый лучший в Европе карильон (музыкальный инструмент из 49 колоколов, которые ударяются поочередно. – Ред.).

Первый карильон, который заказал Пётр I для России, был изготовлен как раз по мехеленскому стандарту. В России тогда название города произносили на французском языке «Малин», та и колокола, привезённые оттуда, стали «малиновыми», то есть особенно искусными и мелодичными.

 

Пушка из колокола, колокол из пушки

– Зачем колокола украшают различными надписями и рисунками?

– У колокола, как у человека, есть мир духовный – внешняя сторона, и земной – внутренняя. Последняя – такой паспорт: когда и где колокол был отлит? Кто на него жертвовал?

На внешнюю наносят молитвы, изображения святых.

Такой интересный момент: раньше же пушечные и колокольные заводы стояли рядом. Колокола были стратегическим запасом пушечного материала. После разгрома неприятеля из пушек снова лили колокола, причём больше прежних, и подписывали, в честь какой победы они были отлит.

– На ваш взгляд, где в Нижнем Новгороде и области можно услышать самый красивый колокольный звон?

– Красивее всего звонят в Нижегородском кремле. Мне отрадно, что там возрождена Соборная колокольня. На мой взгляд, она очень показательно смотрится рядом с Домом Советов – символом советской эпохи. Вот такая разная история была у нашей страны, и без неё нас тоже нет.

Прекрасная звонница в Староярмарочном соборе. Там старинные колокола гармонично вплетены в современный музыкальный ансамбль. В Дивееве, конечно, свой неповторимый звон.

Но колокольный звон – это не концерт. Слушатель должен проникнуться символичностью православной культуры. Духовный подъём должен быть…

Досье
Алексей Кофанов. Родился в Киеве в 1979 году. С 2015 года – руководитель Школы колокольного искусства при Нижегородской епархии. Заканчивает Нижегородский губернский колледж по специальности «педагог, учитель музыки». Лауреат российских конкурсов колокольного искусства. Художественный руководитель фестивалей «Золотое Болдино», «Муромские звоны», «Антониевские перезвоны» и других.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно