Обычно, проходя по улицам города, мы обращаем внимание на внешний вид зданий. Многие из них имеют ещё и необычные судьбы.
Например, на улице Рождественской, 13, где сейчас бизнес-центр, раньше был Горьковский Дом моделей, в советское время входивший в тройку лучших наряду с Московским и Ленинградским. А здание Автозаводского дворца бракосочетания долгое время встречало не молодожёнов, а юных железнодорожников.
Показ мод по-петровски
Практически с начала основания города в районе нынешней улицы Рождественской шла активная жизнь. Это было место торга, кроме того, вдоль Волги проходил путь бурлаков, которые тянули суда с помощью толстой верёвки – бечевы. Вот и место, совпадавшее с направлением современной Рождественской улицы, называли Бечевой.
В 1371 году нижегородский князь Дмитрий Константинович в устье реки Почайны (на месте современного дома №13) возвёл каменную церковь Николы на Бечеве. Позже она стала называться церковью Николы на Торгу. В XVII веке её обстроили по периметру каменными лавками.
По словам нижегородского гида Ольги Пичугиной, в начале XVIII века рядом с ними по приказу Петра I поставили деревянных болванов, которые, как манекены, демонстрировали новую моду: были одеты в немецкие короткие камзолы, которые вводились на смену длиннополым кафтанам.
К концу 1904 года рядом с церковью возвели доходный каменный дом по заказу купца Извольского – сейчас это пристрой розового цвета. Подвалы заняли кладовые, погреба и котельные. В здании находились магазины, ресторан, а на втором и третьем этажах – гостиница с нумерами, где гостей встречали девицы.
«Позднее при реконструкции здания рабочие находили замурованные в стенах серебряные монетки, которые припрятали девушки, но не успели ими воспользоваться», – говорит Ольга Пичугина.
Новая жизнь Дома моделей
В советские времена моду демонстрировали уже далеко не уличные деревянные болваны. В Горьком появился Дом моделей – сначала при ателье №1 в двухэтажном здании на Зеленском съезде, 8. Здесь выпускали около 200 моделей одежды в год. Лучшие из них после утверждения на большом художественном совете поступали на 30 швейных предприятий. С первого года работы одежду новых фасонов регулярно демонстрировали горьковчанкам на промышленных предприятиях, во дворцах культуры и рабочих клубах города, области, а также за её пределами.

В 1954 году коллектив Горьковского Дома моделей (ГДМ) переехал в дом №13 по улице Маяковского (сейчас Рождественская). Здание построили на месте снесённой в 1929 году церкви. В трёхэтажном доме расположился малый демонстрационный зал, который работники называли «греческим»: он был невероятно красив, украшен лепниной и полуколоннами в греческом стиле.
Сотрудники ГДМ разрабатывали модели и взрослой, и детской одежды, а также спецодежды для разных предприятий, открыли ателье для горожан. Горьковский Дом моделей стал известен не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 1960-е годы был создан экспериментальный цех для апробации моделей. Каждый эскиз обсуждал и принимал худсовет, выкройки тщательно выверялись. Потом отшивали не больше 500 экземпляров модели и отслеживали спрос на неё в магазинах. Если спрос оказывался высоким, модель запускали в фабричное производство.
В год выпускали до 1800 моделей. Чтобы поближе познакомить горьковчанок с новинками моды, ГДМ начал выпускать журнал мод, открыл продажу выкроек и фотозарисовок.
В 1968 году началось строительство нового корпуса Дома моделей. Через пять лет пятиэтажное здание из стекла и бетона было готово. Там разместились цеха моделирования, а также демонстрационный зал, техническая библиотека, лекальная группа… Горьковским мастерам доверяли изготовление самого сложного ассортимента одежды – единых коллекций курток, пальто, костюмов.
Осенью, зимой и весной по вторникам в демонстрационном зале ГДМ проходили показы сезонных коллекций. Кроме того, ежедневно шли показы на предприятиях, в институтах, домах культуры на селе. Причём очередь была расписана на два года вперёд.
В 1977 году ГДМ сделал ещё один подарок для горьковчанок – стал выпускать 25-тысячным тиражом ежегодный каталог модной одежды. Кроме эскизов почти 100 моделей, в журнале можно было найти и 8-10 выкроек. Ещё ГДМ издавал альбомы своих коллекций, буклеты с выкройками и настенно-перекидные календари, посвящённые моде.
По словам Ольги Пичугиной, которая сама раньше работала в ГДМ, штатные манекенщицы делились на «выставочных» и «промышленных». Если первые – стройные высокие девушки ростом от 183 см, то вторые – среднего роста со стандартной фигурой. Но все они умели красиво ходить и «держать» себя на подиуме. А в показах моделей детской одежды участвовали дети и внуки сотрудников ГДМ и их знакомых. За такую работу мальчики и девочки, как и взрослые манекенщики, получали зарплату.
Вплоть до 1990-х годов дела ГДМ шли успешно. После переименования города изменилось и названия Дома моделей – он стал Нижегородским. Затем государственное предприятие было преобразовано в акционерное общество. Кроме сотрудников коллектива Дома моделей, его акции купили сторонние организации, в том числе банк «Еврокосмос», который позже разорился.
В декабре 1999 года ОАО «Дом моделей «Нижний Новгород» было ликвидировано. Здание ещё раз перестроили – нижние этажи приобрели классический вид, а верхние закрыло стекло. Сейчас на месте Дома моделей находится бизнес-центр.
Дворец бракосочетания
В Автозаводском районе одно из самых известных зданий – Дворец бракосочетания, который находится на улице Дьяконова, 1в. С 1939 по 1965 год здесь располагалась конечная станция детской железной дороги с чудесным названием «Счастливая».
Строительство самой протяжённой детской железной дороги (ДЖД) Советского Союза началось по инициативе горьковских школьников. Стартовало оно 30 мая 1939 года. Причём все работы шли методом комсомольских субботников. В целом в сооружении ДЖД участвовали больше 100 предприятий и учреждений, свыше 30 тыс. горьковчан. Финансировали строительство 79 предприятий и организаций города и области.
Открытие Горьковской детской железной дороги состоялось 8 ноября 1939 года. ДЖД соединяла Канавино с новостройками Автозавода. Её длина с четырьмя станциями («Родина», «Маяковская», «Пушкинская», «Счастливая») составляла 9,1 км. Профессию железнодорожника начали осваивать больше 800 школьников, а через год кружки посещали уже 1500 человек.

Здание станции «Счастливая» строили работники Горьковского автозавода по проекту архитектора Бориса Анисимова. Красивое двухэтажное каменное здание в стиле сталинского конструктивизма должно было быть немногим больше здания станции «Родина». Кроме всех необходимых для функционирования ДЖД служб, в будущем дворце предполагался зал на 200 посадочных мест, тир, детская и техническая библиотека с читальным залом и пр.
Многие жители Горького и до, и после войны пользовались услугами ДЖД, чтобы передвигаться по городу – дорога дублировала перегруженные трамвайные маршруты. Она работала круглый год, а поезд ходил строго по расписанию.
В 1960-е годы ДЖД оказалась в зоне жилищной застройки и строительства шоссе. Решался вопрос об её переносе, но в итоге летом 1965 года большую часть трассы просто демонтировали – осталось всего 1,4 км пути.
После закрытия станции «Счастливая» в здании располагались кинотеатр, клуб юного железнодорожника, а в 1978 году дом реконструировали, убрали пионеров с горнами и знаменем, стоявших на портике с балюстрадой, а во дворе установили фонтан. Проект снова разрабатывал Борис Анисимов. В 1979 году здесь обосновался Дворец бракосочетания.
Во время церемонии открытия Борис Анисимов произнес: «Я счастлив вдвойне. Счастлив, что здание, 40 лет назад мною спроектированное, переживает вторую молодость. Счастлив, что здесь поселилось счастье».
Рыцарь архивов. Кто создал архивную службу Нижегородской области
Эксперимент доктора Кащенко. Нижегородец вывел психиатрию на новый уровень
Кто, кроме Кулибина? Изобретатели, прославившие Нижегородскую губернию
Да будет свет! Как в Нижнем Новгороде электричество появилось