Обычно, проходя по улицам города, мы обращаем внимание на внешний вид зданий. Многие из них имеют ещё и необычные судьбы.
Например, на улице Рождественской, 13, где сейчас бизнес-центр, раньше был Горьковский Дом моделей, в советское время входивший в тройку лучших наряду с Московским и Ленинградским. А здание Автозаводского дворца бракосочетания долгое время встречало не молодожёнов, а юных железнодорожников.
Показ мод по-петровски
Практически с начала основания города в районе нынешней улицы Рождественской шла активная жизнь. Это было место торга, кроме того, вдоль Волги проходил путь бурлаков, которые тянули суда с помощью толстой верёвки – бечевы. Вот и место, совпадавшее с направлением современной Рождественской улицы, называли Бечевой.
В 1371 году нижегородский князь Дмитрий Константинович в устье реки Почайны (на месте современного дома №13) возвёл каменную церковь Николы на Бечеве. Позже она стала называться церковью Николы на Торгу. В XVII веке её обстроили по периметру каменными лавками.
По словам нижегородского гида Ольги Пичугиной, в начале XVIII века рядом с ними по приказу Петра I поставили деревянных болванов, которые, как манекены, демонстрировали новую моду: были одеты в немецкие короткие камзолы, которые вводились на смену длиннополым кафтанам.
К концу 1904 года рядом с церковью возвели доходный каменный дом по заказу купца Извольского – сейчас это пристрой розового цвета. Подвалы заняли кладовые, погреба и котельные. В здании находились магазины, ресторан, а на втором и третьем этажах – гостиница с нумерами, где гостей встречали девицы.
«Позднее при реконструкции здания рабочие находили замурованные в стенах серебряные монетки, которые припрятали девушки, но не успели ими воспользоваться», – говорит Ольга Пичугина.
Новая жизнь Дома моделей
В советские времена моду демонстрировали уже далеко не уличные деревянные болваны. В Горьком появился Дом моделей – сначала при ателье №1 в двухэтажном здании на Зеленском съезде, 8. Здесь выпускали около 200 моделей одежды в год. Лучшие из них после утверждения на большом художественном совете поступали на 30 швейных предприятий. С первого года работы одежду новых фасонов регулярно демонстрировали горьковчанкам на промышленных предприятиях, во дворцах культуры и рабочих клубах города, области, а также за её пределами.
В 1954 году коллектив Горьковского Дома моделей (ГДМ) переехал в дом №13 по улице Маяковского (сейчас Рождественская). Здание построили на месте снесённой в 1929 году церкви. В трёхэтажном доме расположился малый демонстрационный зал, который работники называли «греческим»: он был невероятно красив, украшен лепниной и полуколоннами в греческом стиле.
Сотрудники ГДМ разрабатывали модели и взрослой, и детской одежды, а также спецодежды для разных предприятий, открыли ателье для горожан. Горьковский Дом моделей стал известен не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 1960-е годы был создан экспериментальный цех для апробации моделей. Каждый эскиз обсуждал и принимал худсовет, выкройки тщательно выверялись. Потом отшивали не больше 500 экземпляров модели и отслеживали спрос на неё в магазинах. Если спрос оказывался высоким, модель запускали в фабричное производство.
В год выпускали до 1800 моделей. Чтобы поближе познакомить горьковчанок с новинками моды, ГДМ начал выпускать журнал мод, открыл продажу выкроек и фотозарисовок.
В 1968 году началось строительство нового корпуса Дома моделей. Через пять лет пятиэтажное здание из стекла и бетона было готово. Там разместились цеха моделирования, а также демонстрационный зал, техническая библиотека, лекальная группа… Горьковским мастерам доверяли изготовление самого сложного ассортимента одежды – единых коллекций курток, пальто, костюмов.
Осенью, зимой и весной по вторникам в демонстрационном зале ГДМ проходили показы сезонных коллекций. Кроме того, ежедневно шли показы на предприятиях, в институтах, домах культуры на селе. Причём очередь была расписана на два года вперёд.
В 1977 году ГДМ сделал ещё один подарок для горьковчанок – стал выпускать 25-тысячным тиражом ежегодный каталог модной одежды. Кроме эскизов почти 100 моделей, в журнале можно было найти и 8-10 выкроек. Ещё ГДМ издавал альбомы своих коллекций, буклеты с выкройками и настенно-перекидные календари, посвящённые моде.
По словам Ольги Пичугиной, которая сама раньше работала в ГДМ, штатные манекенщицы делились на «выставочных» и «промышленных». Если первые – стройные высокие девушки ростом от 183 см, то вторые – среднего роста со стандартной фигурой. Но все они умели красиво ходить и «держать» себя на подиуме. А в показах моделей детской одежды участвовали дети и внуки сотрудников ГДМ и их знакомых. За такую работу мальчики и девочки, как и взрослые манекенщики, получали зарплату.
Вплоть до 1990-х годов дела ГДМ шли успешно. После переименования города изменилось и названия Дома моделей – он стал Нижегородским. Затем государственное предприятие было преобразовано в акционерное общество. Кроме сотрудников коллектива Дома моделей, его акции купили сторонние организации, в том числе банк «Еврокосмос», который позже разорился.
В декабре 1999 года ОАО «Дом моделей «Нижний Новгород» было ликвидировано. Здание ещё раз перестроили – нижние этажи приобрели классический вид, а верхние закрыло стекло. Сейчас на месте Дома моделей находится бизнес-центр.
Дворец бракосочетания
В Автозаводском районе одно из самых известных зданий – Дворец бракосочетания, который находится на улице Дьяконова, 1в. С 1939 по 1965 год здесь располагалась конечная станция детской железной дороги с чудесным названием «Счастливая».
Строительство самой протяжённой детской железной дороги (ДЖД) Советского Союза началось по инициативе горьковских школьников. Стартовало оно 30 мая 1939 года. Причём все работы шли методом комсомольских субботников. В целом в сооружении ДЖД участвовали больше 100 предприятий и учреждений, свыше 30 тыс. горьковчан. Финансировали строительство 79 предприятий и организаций города и области.
Открытие Горьковской детской железной дороги состоялось 8 ноября 1939 года. ДЖД соединяла Канавино с новостройками Автозавода. Её длина с четырьмя станциями («Родина», «Маяковская», «Пушкинская», «Счастливая») составляла 9,1 км. Профессию железнодорожника начали осваивать больше 800 школьников, а через год кружки посещали уже 1500 человек.
Здание станции «Счастливая» строили работники Горьковского автозавода по проекту архитектора Бориса Анисимова. Красивое двухэтажное каменное здание в стиле сталинского конструктивизма должно было быть немногим больше здания станции «Родина». Кроме всех необходимых для функционирования ДЖД служб, в будущем дворце предполагался зал на 200 посадочных мест, тир, детская и техническая библиотека с читальным залом и пр.
Многие жители Горького и до, и после войны пользовались услугами ДЖД, чтобы передвигаться по городу – дорога дублировала перегруженные трамвайные маршруты. Она работала круглый год, а поезд ходил строго по расписанию.
В 1960-е годы ДЖД оказалась в зоне жилищной застройки и строительства шоссе. Решался вопрос об её переносе, но в итоге летом 1965 года большую часть трассы просто демонтировали – осталось всего 1,4 км пути.
После закрытия станции «Счастливая» в здании располагались кинотеатр, клуб юного железнодорожника, а в 1978 году дом реконструировали, убрали пионеров с горнами и знаменем, стоявших на портике с балюстрадой, а во дворе установили фонтан. Проект снова разрабатывал Борис Анисимов. В 1979 году здесь обосновался Дворец бракосочетания.
Во время церемонии открытия Борис Анисимов произнес: «Я счастлив вдвойне. Счастлив, что здание, 40 лет назад мною спроектированное, переживает вторую молодость. Счастлив, что здесь поселилось счастье».